Русский язык - Конспекты уроков для учителя 4(5) класс
Антонимы
Ход урока
1. Мобилизующий этап
На доске записаны слова:
героизм, мужество, мириться, кричать, браниться, доблесть защищать, шептать, нападать, отвага.
Шифр:
1) 10 = 4 + 6
2) 6 = 2 + 2 + 2
Учитель. Внимательно прочитайте слова. Выполните с ними задание, которое зашифровано с помощью цифр. Что вам надо сделать?
Haдо разделить слова на две группы. В первой группе должны быть четыре слова, но второй — шесть. Затем слова второй группы надо разбить попарно.
Учитель. По какому признаку эти слова можно разделить на две группы?
Эти слова можно разделить по частям речи. В первую группу войдут четыре имени существительных; героизм, мужество, доблесть, отвага.
Учитель. По какому еще признаку можно объединить эти четыре слова?
Это синонимы.
Учитель. Что такое синонимы?
Синонимы — это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.
Учитель. Назовите слова второй группы и признак, по которому вы их объединили.
Ко второй группе можно отнести слова: мириться, кричать, браниться, защищаться, шептать, нападать. Это глаголы.
Учитель. Внимательно прочитайте эти слова. Скажите, по какому признаку их можно разделить на пары.
Здесь подобраны пары слов, противоположных по значению.
2. Формулирование темы и цели урока
Учитель. Назовите пары слов, противоположных по значению.
Мириться - браниться, кричать — шептать, защищать — нападать.
Учитель. Слона, противоположные по значению, называются антонимами. Вспомните, по какой из лексических групп (синонимы или антонимы) мы в этом году не расширяли и не углубляли свои знания, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Тема сегодняшнего урока — «Антонимы».
Учитель пишет название темы урока на доске.
Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Исполняйте опорные фразы на доске.
1) Расширить и углубить ...;
2) учиться находить, правильно подбирать и использовать ....
Цель нашего урока: расширить и углубить знания об антонимах; учиться находить, правильно подбирать и ло пользовать антонимы в речи.
3. Изучение нового материала
На доске написаны слова:
рано – поздно
белый — ?
маленький — ?
холод — ?
вправо — ?
сидеть — ?.
Учитель. Посмотрите на слова и сформулируйте к ним задание.
К этим словам надо подобрать антонимы.
Учитель. Прочитайте каждую пару слов и скажите: антонимы — слова одной и той же или разных частей речи?
Антонимы — это слова одной и той же части речи.
Учитель. Давайте еще раз уточним: антонимы — слова с каким лексическим значением?
Антонимы — это слова с противоположным лексическим значением.
Учитель. Дайте полное определение антонимам.
Антонимы — это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.
Учитель. Прочитайте новый материал по учебнику. Сравните его с нашим выводом.
Расскажите, что такое антонимы, и приведите примеры, которые еще ire звучали на уроке.
4. Закрепление изученного материала
Упражнение 1
Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит.
Учен...е — свет, а неучен...е — тьма.
Труд ч...ловека кормит, а лень портит.
Самое сла...кое — язык, самое горькое — язык.
Корень ученья горек, а пло... его сладок.
Ч...ловек от лени б...леет, а от труда зд...ровеет.
Учитель. Прочитайте пословицы и поговорки. Соедините их парами по смыслу. Подчеркните антонимы.
Скажите, что такое антонимы.
Расскажите о правописании слов с пропущенными буквами, объедините их по орфограммам. Начните работу с той орфограммы, на которую имеется меньшее количество слов. Далее действуйте по принципу увеличения количества слов на орфограмму.
Назовите предложения, в которых есть однородные члены. Ответ обоснуйте.
Для разбора слова по составу мы возьмем глагол из предложения с однородными членами. В этом слове все согласные глухие. Какое это слово?
Это слово утешает.
Слово разбирается по составу.
Упражнение 2
1. Книга может научить нас безошибочно распознавать добро и зло. истину и ложь, красоту и безобразие.
2. Книга — учитель, книга — наставник, книга — близкий товарищ и друг.
3. Книга — волшебник, умеющий небыль в быль превратить и в основу основ.
Шифр: 3—1
Учитель. Дать человеку знания, научить его добрым словам я правильно организовывать любой труд помогает человеку книга. Прочитайте три предложения, в которых речь идет о книге, обратите внимание на цифры после них и сформулируйте задание, которое соответствовало бы теме урока.
Из трех предложений надо исключить одно, в котором нет антонимов. Написать два предложения с антонимами, подчеркнуть антонимы.
Учитель. Какое предложение вы предлагаете исключить?
Надо исключить второе предложение. В нем нет антонимов. а в первом и третьем предложениях они есть.
Учитель. По каким еще признакам вы можете исключить второе предложение?
Второе предложение сложное, состоит из трех простых, а первое и третье предложения — простые.
Во втором предложении есть синонимы, а в остальных предложениях их нет.
Учитель. Назовите синонимы, которые есть во втором предложении.
Здесь два ряда синонимов. Первый — учитель и наставник, второй — товарищ и друг.
Учитель. Напишите первое и третье предложения. Подчеркните в них антонимы.
После того как работа выполнена и проверена, повторяется определение антонимов.
Учитель. Назовите изученные орфограммы, которые имеются в написанных предложениях и о которых мы не говорили при выполнении предыдущего упражнения.
Упражнение 3
Деревья бывают толстые, тонкие, высокие, низкие, прямые, кривые. А в горах можно увидеть дерево волосатое, Увидишь и глазам не поверишь. А подойдешь, пощупаешь, так и есть, мохнатое! Ствол сверху обыкновенный, а снизу звериной шерстью оброс! Если спрятаться у такого мохнатого дерева, то можно тайну его разгадать. Спустится со скалы дикая коза, подойдет к дереву и начнет тереться! Линяет она весной, вот шерсть зимнюю клочьями о кору счесывает. Одна коза почешется, вторая потрется, третья поскребется, вот дерево шерстью и обрастает. Стоит волосатое дерево всем на удивление. (По А. Грибовой)
Учитель. Из этого упражнения вы узнаете об одном интересном явлении. Прочитайте текст, определите, в чем его особенность. Сформулируйте задание к тексту.
Надо озаглавить текст.
Можно разделить текст на две части по двум признакам одновременно.
Учитель. Давайте начнем с заглавия.
Дети называют варианты заглавий.
Волосатое дерево.
Учитель. По каким признакам можно разделить этот текст на две части?
Этот текст можно разделить на части по смыслу и наличию антонимов.
Учитель. Выделите первую часть. Обоснуйте ответ.
Последнее предложение первой части Ствол сверху обыкновенный, а снизу звериной шерстью оброс! В ней рассказывается о том, как выглядит волосатое дерево, Эта часть начинается и заканчивается предложениями с антонимами.
Учитель. Назовите признаки второй части текста.
Во второй части говорится о том, как обрастает дерево шерстью. В ней нет антонимов.
Учитель. Напишите название и первую часть текста. Подчеркните антонимы.
При нехватке времени выписываются только антонимы. Работа выполняется и проверяется.
Учитель. Назовите орфограмму, на которую в первой части текста имеется большее количество слов, и о которой мы не говорили при выполнении первых двух упражнений.
В этой части четыре глагола во втором лице единственного числа: увидишь, веришь, подойдешь, пощупаешь. Они пишутся с мягким знаком на конце.
5. Итог урока
Учитель. О какой группе слов мы сегодня говорили на уроке?
Сегодня мы говорили об антонимах.
Учитель. Что такое антонимы?
Ответы детей.
Дается домашнее задание. Оценивается работа школьников.