Русский язык - Конспекты уроков для учителя 4(5) класс
Морфема
Ход урока
1. Мобилизующий этап
На доске прикреплены карточки:
Учитель. Внимательно рассмотрите карточки. Скажите, какое предложение в них зашифровано.
Здесь зашифровано предложение Красота — удивительное явление нашей жизни.
Учитель. Напишите это предложение. Дайте его полную характеристику, сделайте синтаксический разбор, объясните постановку знаков препинания, подчеркните орфограммы.
2. Формулирование темы и цели урока
Учитель. Назовите все части слов, которые вы соединяли между собой для составления данного предложения, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Для составления слов данного предложения мы соединяли приставки, корни, суффиксы, окончания. Значит, тема сегодняшнего урока — «Приставки, корни, суффиксы, окончания или части слова».
Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте запись на доске.
1) Познакомиться с новым названием ...;
2) узнать, в каком разделе науки о языке ...;
3) совершенствовать умение ....
Цель урока: познакомиться с новым названием частей слова: узнать, в каком разделе науки о языке изучаются части слова; совершенствовать умение находить составные части слов.
3. Изучение нового материала
На доске изображены условные обозначения:
.
Учитель. Сгруппируйте и назовите составные части слов предложения в порядке, указанном с помощью условных обозначений.
Среди данных слов только одно имеет приставку. Это слово удивительный. Приставка —
Корни слов:
Суффиксы:
Окончания:
Учитель. Приставка, корень, суффикс, окончание имеют общее название. Это морфемы.
Над условными обозначениями частей слова учитель прикрепляет карточку со словом морфемы. Такое же дополнение вносит в написанное на доске название темы.
Учитель. Скажите, как называется раздел науки о языке, в котором изучаются морфемы?
Ответы учащихся. При отсутствии правильного ответа, учитель отвечает сам, морфемика.
Учитель. А теперь обобщите рассмотренный материал в соответствии с нашими рассуждениями.
Части слова: приставка, корень, суффикс, окончание — имеют общее название — морфемы. Морфемы изучаются в разделе науки о языке, который называется морфемика.
4. Закрепление изученного материала
Упражнение 1
Прибежал, рыбка, колосок, огородник, волосок, колхозник, шубка, прицепил.
Учитель. Прочитайте слова. Объедините их попарно по нескольким признакам одновременно. Назовите первую пару слов.
Можно объединить слова прибежал, прицепил. Это глаголы. В обоих словах приставка при, в корне — проверяемая безударная гласная е. Проверочные слова: бег, прицеп.
Учитель. Какое значение имеет морфема при?
Морфема при обозначает приближение, присоединение.
Учитель. Назовите следующую пару слов.
Следующая пара слов: рыбка, шубка. Это имена существительные. У них одинаковый суффикс к. В корне обоих слов есть парная согласная б. Проверочные слова: рыбочка, шу бочка.
Учитель. Какое смысловое значение имеет морфема к?
Морфема к имеет уменьшительное значение.
Учитель. В таком же порядке расскажите о третьей паре слов.
Третья пара: колосок, волосок. Это тоже имена существительные. В корне каждого слова две проверяемые безударные гласные о. Проверочные слова: колос, колосья; волос, волосики. В словах одинаковая морфема суффикс ок. Он имеет уменьшительное значение.
Учитель. Кто расскажет о последней паре слов?
Четвертая пара: огородник, колхозник. Это имена существительные одушевленные. Оба слова имеют непроверяемые безударные гласные о. Их надо запомнить. В них одинаковая морфема — суффикс ник. Он обозначает род деятельности человека.
Учитель. Какой вывод вы можете сделать по поводу морфем?
Каждая морфема имеет свое значение.
Учитель. Расскажите все, что вы узнали сегодня о морфеме и морфемике. Расположите материал в логическом порядке.
Части слова: приставка, суффикс, корень, окончание — это морфемы. Каждая морфема имеет свое значение. Морфемы изучаются в разделе науки о языке, которая называется морфемика.
Учитель. Полезную работу мы с вами сделали. А теперь продолжим разговор о морфемах и красоте.
Упражнение 2
Свет не без добрых людей.
Землю солнце красит, а человека — труд.
Красна птица пером, а человек — умом.
Добро не горит и не тонет.
В юрте опора — шест, в жизни опора — друг.
Учитель. Красота — действительно удивительное явление. Редко кого она может оставить равнодушным. Красота - явление многогранное, разноликое. Прочитайте пословицы и поговорки, скажите, о какой красоте а них идет речь.
Учащиеся читают вслух пословицы и поговорки. Рассуждают о смысле, заложенном в них.
Учитель. Напишите пословицы и поговорки в следующем порядке; сначала те, в словах которых нет приставок, а затем слова, в которых нет приставок и суффиксов. Подчеркните орфограммы, находящиеся в корнях слов. Объясните их написание.
Упражнение 3 (на карточках)
Красота рощи, луга, степной былинк..., пр...стого камешка дела...т людей более чуткими и человечными. Но все ли это понима...т?
Мимоходом сорванный цв...ток, сломанная ветка, бр...шенный на траву мусор, скомканные це...офановые п...кеты под н...гами. Такой мы оставляем след на земле -------
Учитель. Прочитайте текст. Скажите, какова его основная мысль.
Основная мысль текста состоит в том, что красоту надо беречь, сохранять для себя и других людей.
Учитель. Сформулируйте задание к тексту, опираясь на условное обозначение в нем.
Надо написать данный текст, добавив к нему предложение — концовку и вставить пропущенные буквы.
Учитель. Вы правильно сформулировали задание, но я его несколько усложню. Обозначьте с помощью условных обозначений морфемы, в которых вы будете вставлять пропущенные буквы.
Какую концовку вы придумали к тексту?
Будут ли радовать глаз рощи, луга, цветы, зеленеть деревья — зависит от каждого из нас.
Учитель. Найдите в тексте и прочитайте предложения, в которых нет ни одного слова с приставкой.
Назовите слова, в которых есть все морфемы.
Выделите морфемы в этих словах.
Скажите, что такое морфемы.
Морфемы — это части слова: приставка, корень, суффикс, окончание.
5. Итог урока
Учитель. Какие термины вы узнали сегодня на уроке?
Сегодня на уроке мы узнали, что такое морфемы и морфемика.
Учитель. Еще раз скажите, что такое морфемы и что такое морфемика.
Ответы детей.
Дается задание на дом. Оценивается работа учащихся на уроке.