Русский язык - Конспекты уроков для учителя 4(5) класс
Правописание мягкого знака после шипящих в конце существительных и глаголов
Ход урока
1. Мобилизующим этап
На доске написаны слова:
помощ..., несеш..., доч..., реж...те, мощ..., стрич..ся.
Учитель. Прочитайте слова. Скажите, что в них общего?
Во всех словах пишется мягкий знак.
Учитель. После каких согласных пишется мягкий знак в этих словах?
Мягкий знак пишется после шипящих согласных.
Учитель. Напишите слова. Распределите их на две группы и вставьте пропущенные буквы.
Назовите слова первой группы и расскажите об их написании.
Назовите слова второй группы и скажите, как вы их написали.
2. Формулирование темы и цели урока*
Учитель. Сформулируйте тему сегодняшнего урока, учитывая общее, что есть в данных словах, и признаки, по которым вы разделили их на две группы.
Тема сегодняшнею урока «Правописание мягкого знака после шипящих в конце существительных и глаголов».
Учитель пишет тему урока на доске.
Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему, Используйте для этого опорные слова на доске.
1) Вспомнить правила
2) учиться находить и правильно....
Цель урока: Вспомнишь правила о правописании мягкого знака после шипящих в конце имен существительных и глаголов; учиться находить и правильно писать имена существительные и глаголы с мягким знаком после шипящих в конце слова.
3. Актуализация знаний учащихся
На доске — схема:
Имена существительные
Учитель. Что такое имя существительное?
Сколько типов склонений имен существительных в русском языке?
Какие существительные относятся к первому склонению?
Какие существительные относятся ко второму склонению?
Какие существительные относятся к третьему склонению?
Приведите примеры существительных первого, второго и третьего склонения.
Внимательно рассмотрите схему и сделайте вывод.
В слове туч после шипящего не пишется мягкий знак, так как это существительное первого склонения. В слове плащ после шипящего не пишется мягкий знак, потому что это существительное второго склонения, В слове дочь после шипящего пишется мягкий знак, так как это существительное третьего склонения. Вывод: мягкий знак после шипящего пишется в существительных третьего склонения.
4. Тренировочные упражнения
Упражнение 1
Сущ, 1 скл. |
Сущ. 2 скл. |
Сущ. 3 скл. |
Серая мыш..., способная малодеж..., из-за высоких круч..., утренняя шиш..., старый меч..., много училищ..., перочинный нож..., черная туш..., постройка дач..., колосистая рож....
Учитель. Рассмотрите таблицу. Прочитайте словосочетания. Составьте к ним задание.
Надо распределить словосочетания по трем колонкам таблицы в зависимости от склонения имен существительных. В первую колонку словосочетания с существительными первого склонения, во вторую — с существительными второго склонения, в третью — с существительными третьего склонения. Вместо многоточия, где требуется, надо написать мягкий знак.
После того как задание выполнено и проверено повторяется правило.
На доске — схема.
Глаголы
Учитель. А теперь давайте попомним, что такое глагол.
Какие формы глагола вам известны?
Как отличить глагол неопределенной формы и глагол второго лица единственного числа от других форм глагола?
Внимательно рассмотрите схему и сделайте вывод.
В слове бережешь после шипящего пишется мягкий знак, так как это глагол второго лица единственного числа, В слове бережешься после шипящего перед -ся пишется мягкий знак, потому что это глагол второго лица. В словах беречь и беречься после шипящего пишется мягкий знак, тик как это неопределенная форма глагола. Вывод: в глаголах второго лица и в неопределенной форме глагола после шипящей перед -ся и без нее пишется мягкий знак.
Упражнение 2
Обижаеш... ребенка: желаеш... удачи; диктуеш... текст; разрушаеш... планы; готовиш... обед: встречаеш... гостя; стереч... дом; помоч... другу; стрич... волосы; обжеч...ся кипятком.
Учитель. Прочитайте словосочетания. Постарайтесь их запомнить.
Дается время на выполнение задания, затем закрывается левая часть словосочетаний.
Учитель. Напишите словосочетания по памяти. Вместо многоточия, где требуется, добавьте мягкий знак.
После того как задание выполнено и проверено, повторяется правило.
Учитель. Найдите в первом и втором упражнениях слова, морфемный состав которых совпадает и включает наибольшее количество частей.
Постройка, разрушаешь.
Упражнение 3
1. Старый друг лучше новых двух.
С друзьями и в пустыне проживеш..., без друзей и в цветущей степи пропадеш....
2. Приходиш..., в избушку, где уже ярко горит печ..., сбрасываеш... плащ... и готовиш...ся к ночлегу. За окном слышит...ся надрывный плач... ноч...ной птицы. Заунывен гул деревьев. Но это тебя не касает...ся. Вместе с друзьями ты садиш...ся к столу, и начинает...ся веселый разговор.
Учитель. Прочитайте пословицы и текст. Сформулируйте к ним задание.
Соединить между собой текст и подходящую по смыслу пословицу так, чтобы получился связный рассказ. Вместо многоточия, где требуется, поставить мягкий знак.
Учитель. Расскажите о написании слов с пропущенными буквами.
Учащиеся рассказывают о написании существительных, затем глаголов с мягким знаком. После этого — о словах, в которых мягкий знак не пишется.
Учитель. Назовите предложение текста, в словах которого все согласные звонкие.
Заунывен гул деревьев.
Учитель. Найдите в тексте два предложения с однородными членами. Расскажите, чем они отучаются.
5. Итог урока
Учитель. Вспомните цель нашего уроки. Расскажите, как мы над ней работали.
Мы повторяли правила о правописании мягкого знака после шипящих в конце существительных и глаголов, учились находить и правильно писать эти слова.
Учитель. Расскажите правила о правописании мягкого знака после шипящих в конце существительных и глаголов. Приведите свои примеры.
Ответы детей.
Дается задание на дом. Оценивается работа учеников на уроке.
* На этом уроке и па всех последующих тему и цели уроков формулируют учащиеся.