Русский язык - Конспекты уроков для учителя 4(5) класс
Словосочетание
Ход урока
1. Мобилизующий этап
На доске написаны слова:
честное, победить, всегда, сердце, в бою, мечтать.
Учитель. Прочитайте слова, Соедините их между собой попарно, при этом ориентируйтесь на их одинаковую орфограмму. Напишите составленные пары слов.
Назовите первую пару слов и скажите, почему именно их вы объединили.
Первая пара слов — честное сердце. Это слова с непроизносимыми согласными. В слове честное непроизносимый согласный т. Проверочное слово честен. В слове сердце не Произносимый согласный д. Проверочное слово сердечко.
Учитель. Какие еще слова можно объединить?
Можно объединить слова победить в бою. В них есть проверяемая безударная гласная в корне. В слове победить безударная гласная е. Проверочное слово победа. В слове бою безударная гласная о. Проверочное слово бой.
Учитель. Назовите третью пару слов.
Третья пара - всегда мечтать. В обоих словах есть непроверяемая безударная гласная е.
2. Формулирование темы и уели урока
Учитель. Назовите все составленные пары слов. Вспомните, кок называется это языковое явление, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Честное сердце, победить в бою, всегда мечтать — это словосочетания. Значит, тема сегодняшнего урока — «Словосочетание».
Учитель пишет тему урока на доске.
Учитель. Сформулируйте цель нашего урока, опираясь ни его тему. Используйте запись на доске.
1) Повторить все, что ... о ;
2) установить, как связываются ;
3) учиться отличать от и .
Цель урока: повторить все, что нам известно о словосочетании; установить, как связываются слова в словосочетании; учиться отличать словосочетание от слова и предложения.
3. Изучение нового материала
Учитель. Найдите в словосочетаниях главное и зависимое слова.
Скажите, из скольких и каких частей состоит словосочетание.
Словосочетание состоит из двух частей: главной и зависимой.
Учитель. Как определить главную и зависимую части словосочетания?
Главную и зависимую части словосочетания можно определить по вопросу. Вопрос задается от главной части к зависимой.
Учитель прикрепляет на доску таблицу.
Связь главного и зависимого слов в словосочетании
Смысловая |
Грамматическая |
Учитель. Посмотрите на таблицу. Скажите, как связывается зависимое слово с главным.
Зависимое слово связывается с главным по смыслу и грамматически.
Учитель. С помощью чего устанавливается смысловая связь?
Смысловая связь устанавливается по вопросам.
Учитель. С помощью чего выражается грамматическая связь?
Грамматическая связь выражается с помощью окончания и предлога.
Учитель. Посмотрите еще раз на пример под цифрой 3. Какой можно сделать вывод?
В некоторых словосочетаниях зависимое и главное слова связываются между собой только по смыслу.
Учитель. На основе наших рассуждений скажите, что такое словосочетание.
Словосочетание — это два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически или только по смыслу.
4. Тренировочные упражнения
Упражнение 1
Мечта народа, партизанская тропа, покорение космоса, полет к звездам, лесная глушь, опасное задание, возвращение на землю, грозный враг, слава герою, настоящий подвиг.
Учитель. Прочитайте словосочетания. Разделите их на две группы по двум признакам одновременно. Назовите первый признак.
Здесь даны словосочетания существительное + существительное и существительное + прилагательное.
Учитель. Какой второй признак вы нашли?
Словосочетания существительное + существительное подобраны на тему «Космос», а словосочетания существительное + прилагательное — на тему, связанную с партизанской борьбой.
Учитель. В схемах некоторых предложений указано одинаковое количество словосочетаний. На что следует обратить внимание в этом случае?
Надо обратить внимание на смысл предложений.
Учитель. Итак, надо написать предложения в соответствии со смыслом и указанным количеством словосочетаний существительное + прилагательное. Приступайте к работе.
Что вы написали, опираясь на шифр?
Мы написали текст.
Учитель. Озаглавьте текст с помощью слова и словосочетания.
К этому тексту подходят названия «Награды» и «Военные награды».
Учитель. Какое название более точное?
Более точным является название, выраженного слово сочетанием.
Учитель. Что же более точно называет предмет: слово или словосочетание?
Словосочетание более точно называет предмет.
5. Итог урока
Учитель. Скажите, о каком языковом явлении мы говорили сегодня на уроке, и обобщите этот материал по плану:
1. Что такое словосочетание?
2. Для чего оно нужно?
3. Из скольких и каких частей состоит словосочетание?
4. Как связываются в нем зависимое и главное слова?
5. Как устанавливается смысловая связь между зависимым и главным слонами?
6. С помощью чего выражается грамматическая связь между зависимыми главным словами?
Ответы учащихся.
Дается домашнее задание. Оценивается работа школьников на уроке.