Сказуемое

Русский язык - Конспекты уроков для учителя 4(5) класс

Сказуемое

Ход урока

1. Мобилизующий этап

На доске написаны предложения:

Берёзы... золотистый наряд.

... перед дальним полетом птицы.

Воздух... и....

Осень — ... больших перемен в природе.

Учитель. Внимательно прочитайте предложения. Сформулируйте к ним свое задание.

Надо в предложения вставить подходящие по смыслу слова.

Работа выполняется коллективно. Учащиеся записывают в тетради составленные предложения.

Березы надели золотистый наряд.

Волнуются перед дальним полетом птицы.

Воздух прозрачен и свеж.

Осень — время больших перемен в природе.

Учитель. Найдите и подчеркните в каждом предложении грамматическую основу.

Что такое грамматическая основа предложения?

Грамматическая основа предложения — это подлежащее и сказуемое.

Учитель. Скажите, что такое подлежащее.

Как связаны между собой подлежащее и сказуемое?

Подлежащее связано со сказуемым по смыслу и грамматически.


2. Формулирование темы и цели урока

Учитель. Еще раз посмотрите на предложения. Назовите вставленные в них слова. Определите, что их объединяет, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Мы вставили в предложения слова надели, волнуются, прозрачен, свеж, время. Их объединяет то, что они являются в предложениях сказуемыми. Значит, тема сегодняшнего урока — «Сказуемое».

Учитель записывает тему урока на доске.

Учитель. Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему. Используйте опорные фразы, написанные на доске.

1) Расширить и углубить ...;

2) учиться находить ... в ....

Цель нашего урока: расширишь и углубить знания о сказуемом: учиться находить сказуемое о предложении.


3. Изучение полою материала

Учитель. Давайте вновь обратимся к предложениям. Задайте вопрос к сказуемому первого предложения и скажите, что оно называет.

Березы что сделали? надели. Сказуемое надели называет действие подлежащего.

Учитель пишет под словом надели: действие.

Учитель. Какой частью речи выражено сказуемое надели?

Сказуемое надели выражено глаголом.

Учитель пишет над словом надели: глагол.

Учитель. Задайте вопрос к сказуемому второго предложения. Скажите, что оно называет и какой частью речи выражено.

Птицы что делают? волнуются. Сказуемое волнуются называет состояние подлежащего. Оно выражено глаголом.

Учитель пишет под сказуемым: состояние, над сказуемым: глагол.

Учитель. Назовите сказуемые третьего предложения. Расскажите о них в обозначенной последовательности.

Воздух каков? прозрачен и свеж. Сказуемые прозрачен и свеж называют признаки подлежащего. Они выражены краткими прилагательными.

Учитель пишет под словами прозрачен и свеж: признак, над ними: прилагательное. Такая же работа проводится со сказуемым четвертого предложения.

Учитель. А теперь обобщите наши рассуждения о сказуемом по следующему плану:

1. Что называет сказуемое?

2. На какие вопросы оно отвечает?

3. Чем обычно выражается сказуемое?

4. Чем еще может выражаться сказуемое?

Ответы 2—3 учащихся.


4. Закрепление щученного материала

Упражнение 1 (на карточках)

Последние осенние цветы полны прощальной красоты.

Кроет уж лист полотой влажную землю а лесу.

Осень, осень золотая, как грустишь ты, увядая!

Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес.

image8

Учитель. Продолжим наш разговор о сказуемом и об осенней поре, воспетой многими поэтами. Прочитайте строки из стихотворений, Внимательно рассмотрите схемы. Сформулируйте к ним свое задание.

Надо написать предложения в соответствии со схемами, ориентируясь на значение сказуемого. В первых двух предложениях сказуемое называет действие подлежащего, в третьем — признак, а четвертом — состояние.

Учитель. Какое предложение вы можете выделить?

Можно выделить предложение Осень, осень золотая, как грустишь ты, увядая! Это предложение по интонации восклицательное, а остальные — невосклицательные.

Если в начальной школе изучалась тема «Обращение», то учащиеся могут отметить второе отличие — наличие двух обращений.

Учитель. Назовите слова с проверяемой безударной гласной о в корне. Объясните их написание.

Назовите слова с безударной гласной е в корне. Объясните их написание.

Назовите слова, в которых звуков меньше, чем букв.

Перечислите слова, в которых звуков больше, чем букв.

Еще раз расскажите, что такое сказуемое. Приведите примеры па тему «Осень».


Упражнение 2

. На полях, лугах, деревьях преобладают желтые краски. Издалека яркими пятнами горят гроздья рябины и бузины. Кое-где в поле еще увидишь скромный запоздалый цветок. После первого заморозка начинается листопад.

. Дни короткие. Ночи длинные и прохладные. Земля черная, мокрая. Небо низкое. Краски за окном унылые, однообразные.

. Зима встает на ноги. Налетают морозы. Лес прозрачный, голый. Лишь красавицы-елки пушисты и зелены. Их изумрудная листва украшает лес. Кончается осень. Природа готовится к зимнему сну.

Справка:

Сентябрь-златоцвет.

Октябрь-грязник.

Ноябрь-полузимник.

Учитель. Осенние месяцы очень контрастные. Они резко отличаются друг от друга. Прочитайте зарисовки к каждому осеннему месяцу и справку к ним. Сформулируйте задание к упражнению.

Надо по содержанию зарисовки определить, о каком месяце в ней идет речь, и добавить к ней первое предложение с названием и краткой характеристикой месяца.

Зачитываются вслух зарисовки с добавленными первыми предложениями.

Учитель. А теперь найдите, в чем общее и в чем отличие каждой прочитанной части. Как это связано с темой нашего урока?

Общее в том, что первые предложения во всех частях состоят только из грамматической основы, в которой сказуемое выражено именем существительным.

Учитель. Верно. А в чем отличие?

В первой части все сказуемые выражены глаголами; во второй - именами прилагательными; в третьей — глаголами и прилагательными. Исключения составляют только первые предложения.

Учитель. Напишите третью часть. Подчеркните в предложениях грамматическую основу. Укажите, чем выражено сказуемое.

Назовите слова, в которых орфограммой является буква и. Расскажите об их написании.

Составьте цепочку из трех слов, которые располагались вы по степени увеличения в них составных частей. Используйте для этого слова из зарисовки

Зима, встает, налетают.


5. Словарно-орфографическая работа

На доске написаны предложения:

Учитель. Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Предмет, который оно называет, всегда присутствует в природе осенью. В этом слове несколько частей. Первая часть является приставкой в слове объявление. Вторая часть обозначает раствор, покрывающий блестящим слоем какую-либо поверхность. Третья часть является непроверяемой безударной гласной в слове огромный. Какое это слово?

Это слово облако.

Учитель. Что такое облако?

Облако — эта скопление сгустившихся водяных паров в атмосфере.

Учитель. Какие бывают облака?

Найдите слово облако в орфографическом словаре. Запишите его с комментированием в свой словарик.

В слове облако три слога. Первый слог ударный. Непроверяемая безударная гласная а. Ее надо запомнить.

Учитель. Посмотрите на предложения на доске. Сформулируйте к ним свое задание.

Надо в предложениях дописать сказуемые. В первом предложении сказуемое должно быть выражено именем существительным, во втором — именем прилагательным, в третьем — глаголом.

Облака — это вода, которая испарилась из морей, океанов и с поверхности земли.

Перистые облака высокие и тонкие.

Бегут по небу облака, словно сказочные существа.

Учитель. Определите орфограммы в словах с пропущенными буквами в первом предложении и подберите соответствующие слова из других предложений.

Напишите в тетрадь сложное предложение. Подчеркните имеющиеся в нем сказуемые, охарактеризуйте их.


6. Итог урока

Учитель. О чем мы говорили сегодня на уроке?

Мы говорили сегодня о сказуемом.

Учитель. Расскажите все, что вы узнали о сказуемом. Приведите примеры.

Ответы учащихся.

Дается задание на дом. Оценивается работа детей на уроке.






Для любых предложений по сайту: [email protected]