Русский язык - Конспекты уроков для учителя 4(5) класс
Сказуемое
Ход урока
1. Мобилизующий этап
На доске написаны предложения:
Берёзы... золотистый наряд.
... перед дальним полетом птицы.
Воздух... и....
Осень — ... больших перемен в природе.
Учитель. Внимательно прочитайте предложения. Сформулируйте к ним свое задание.
Надо в предложения вставить подходящие по смыслу слова.
Работа выполняется коллективно. Учащиеся записывают в тетради составленные предложения.
Березы надели золотистый наряд.
Волнуются перед дальним полетом птицы.
Воздух прозрачен и свеж.
Осень — время больших перемен в природе.
Учитель. Найдите и подчеркните в каждом предложении грамматическую основу.
Что такое грамматическая основа предложения?
Грамматическая основа предложения — это подлежащее и сказуемое.
Учитель. Скажите, что такое подлежащее.
Как связаны между собой подлежащее и сказуемое?
Подлежащее связано со сказуемым по смыслу и грамматически.
2. Формулирование темы и цели урока
Учитель. Еще раз посмотрите на предложения. Назовите вставленные в них слова. Определите, что их объединяет, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Мы вставили в предложения слова надели, волнуются, прозрачен, свеж, время. Их объединяет то, что они являются в предложениях сказуемыми. Значит, тема сегодняшнего урока — «Сказуемое».
Учитель записывает тему урока на доске.
Учитель. Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему. Используйте опорные фразы, написанные на доске.
1) Расширить и углубить ...;
2) учиться находить ... в ....
Цель нашего урока: расширишь и углубить знания о сказуемом: учиться находить сказуемое о предложении.
3. Изучение полою материала
Учитель. Давайте вновь обратимся к предложениям. Задайте вопрос к сказуемому первого предложения и скажите, что оно называет.
Березы что сделали? надели. Сказуемое надели называет действие подлежащего.
Учитель пишет под словом надели: действие.
Учитель. Какой частью речи выражено сказуемое надели?
Сказуемое надели выражено глаголом.
Учитель пишет над словом надели: глагол.
Учитель. Задайте вопрос к сказуемому второго предложения. Скажите, что оно называет и какой частью речи выражено.
Птицы что делают? волнуются. Сказуемое волнуются называет состояние подлежащего. Оно выражено глаголом.
Учитель пишет под сказуемым: состояние, над сказуемым: глагол.
Учитель. Назовите сказуемые третьего предложения. Расскажите о них в обозначенной последовательности.
Воздух каков? прозрачен и свеж. Сказуемые прозрачен и свеж называют признаки подлежащего. Они выражены краткими прилагательными.
Учитель пишет под словами прозрачен и свеж: признак, над ними: прилагательное. Такая же работа проводится со сказуемым четвертого предложения.
Учитель. А теперь обобщите наши рассуждения о сказуемом по следующему плану:
1. Что называет сказуемое?
2. На какие вопросы оно отвечает?
3. Чем обычно выражается сказуемое?
4. Чем еще может выражаться сказуемое?
Ответы 2—3 учащихся.
4. Закрепление щученного материала
Упражнение 1 (на карточках)
Последние осенние цветы полны прощальной красоты.
Кроет уж лист полотой влажную землю а лесу.
Осень, осень золотая, как грустишь ты, увядая!
Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес.
Учитель. Продолжим наш разговор о сказуемом и об осенней поре, воспетой многими поэтами. Прочитайте строки из стихотворений, Внимательно рассмотрите схемы. Сформулируйте к ним свое задание.
Надо написать предложения в соответствии со схемами, ориентируясь на значение сказуемого. В первых двух предложениях сказуемое называет действие подлежащего, в третьем — признак, а четвертом — состояние.
Учитель. Какое предложение вы можете выделить?
Можно выделить предложение Осень, осень золотая, как грустишь ты, увядая! Это предложение по интонации восклицательное, а остальные — невосклицательные.
Если в начальной школе изучалась тема «Обращение», то учащиеся могут отметить второе отличие — наличие двух обращений.
Учитель. Назовите слова с проверяемой безударной гласной о в корне. Объясните их написание.
Назовите слова с безударной гласной е в корне. Объясните их написание.
Назовите слова, в которых звуков меньше, чем букв.
Перечислите слова, в которых звуков больше, чем букв.
Еще раз расскажите, что такое сказуемое. Приведите примеры па тему «Осень».
Упражнение 2
. На полях, лугах, деревьях преобладают желтые краски. Издалека яркими пятнами горят гроздья рябины и бузины. Кое-где в поле еще увидишь скромный запоздалый цветок. После первого заморозка начинается листопад.
. Дни короткие. Ночи длинные и прохладные. Земля черная, мокрая. Небо низкое. Краски за окном унылые, однообразные.
. Зима встает на ноги. Налетают морозы. Лес прозрачный, голый. Лишь красавицы-елки пушисты и зелены. Их изумрудная листва украшает лес. Кончается осень. Природа готовится к зимнему сну.
Справка:
Сентябрь-златоцвет.
Октябрь-грязник.
Ноябрь-полузимник.
Учитель. Осенние месяцы очень контрастные. Они резко отличаются друг от друга. Прочитайте зарисовки к каждому осеннему месяцу и справку к ним. Сформулируйте задание к упражнению.
Надо по содержанию зарисовки определить, о каком месяце в ней идет речь, и добавить к ней первое предложение с названием и краткой характеристикой месяца.
Зачитываются вслух зарисовки с добавленными первыми предложениями.
Учитель. А теперь найдите, в чем общее и в чем отличие каждой прочитанной части. Как это связано с темой нашего урока?
Общее в том, что первые предложения во всех частях состоят только из грамматической основы, в которой сказуемое выражено именем существительным.
Учитель. Верно. А в чем отличие?
В первой части все сказуемые выражены глаголами; во второй - именами прилагательными; в третьей — глаголами и прилагательными. Исключения составляют только первые предложения.
Учитель. Напишите третью часть. Подчеркните в предложениях грамматическую основу. Укажите, чем выражено сказуемое.
Назовите слова, в которых орфограммой является буква и. Расскажите об их написании.
Составьте цепочку из трех слов, которые располагались вы по степени увеличения в них составных частей. Используйте для этого слова из зарисовки
Зима, встает, налетают.
5. Словарно-орфографическая работа
На доске написаны предложения:
Учитель. Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Предмет, который оно называет, всегда присутствует в природе осенью. В этом слове несколько частей. Первая часть является приставкой в слове объявление. Вторая часть обозначает раствор, покрывающий блестящим слоем какую-либо поверхность. Третья часть является непроверяемой безударной гласной в слове огромный. Какое это слово?
Это слово облако.
Учитель. Что такое облако?
Облако — эта скопление сгустившихся водяных паров в атмосфере.
Учитель. Какие бывают облака?
Найдите слово облако в орфографическом словаре. Запишите его с комментированием в свой словарик.
В слове облако три слога. Первый слог ударный. Непроверяемая безударная гласная а. Ее надо запомнить.
Учитель. Посмотрите на предложения на доске. Сформулируйте к ним свое задание.
Надо в предложениях дописать сказуемые. В первом предложении сказуемое должно быть выражено именем существительным, во втором — именем прилагательным, в третьем — глаголом.
Облака — это вода, которая испарилась из морей, океанов и с поверхности земли.
Перистые облака высокие и тонкие.
Бегут по небу облака, словно сказочные существа.
Учитель. Определите орфограммы в словах с пропущенными буквами в первом предложении и подберите соответствующие слова из других предложений.
Напишите в тетрадь сложное предложение. Подчеркните имеющиеся в нем сказуемые, охарактеризуйте их.
6. Итог урока
Учитель. О чем мы говорили сегодня на уроке?
Мы говорили сегодня о сказуемом.
Учитель. Расскажите все, что вы узнали о сказуемом. Приведите примеры.
Ответы учащихся.
Дается задание на дом. Оценивается работа детей на уроке.