Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных

Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков

Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных

Урок № 103


Тема: Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных.

Тип: изучение нового материала.

Задачи:

• учить выделять падежные окончания имён прилагательных женского рода единственного числа в родительном, дательном, творительном и предложном падежах;

• учить обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах;

• развивать умение определять падеж имён прилагательных.

Планируемые результаты

Предметные:

• определять падежные окончания имён прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах;

• обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода;

• проверять правильность написания безударного падежного окончания имён прилагательных.

Метапреометные:

• понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

• рассматривать схему, находить информацию для сообщения на предложенную тему;

• обосновывать своё мнение;

• оценивать результаты деятельности:

• выявлять причины успешности/неуспешности учебной деятельности.

Личностные:

• осознавать значимость изучения темы.

Межпредметные связи: математика, окружающий мир (работа со схемами).

Ресурсы урока: учебник, ч. 2; рабочая тетрадь, ч. 2; рабочая программа.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

• Предлагает найти тему урока, сформулировать учебную задачу, привести аргументы значимости изучения данной темы.

• Находят название темы на с. 32 в учебнике. Ставят учебную задачу — учиться выделять и писать окончания имён прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах. Приводят доказательства значимости изучения темы урока.

Актуализация необходимых знаний

• Предлагает изменить по падежам любое из словосочетаний по выбору, выделить окончания имён прилагательных в родительном, дательном, творительном и предложном падежах.

• Просит сравнить окончания имён прилагательных в указанных падежах, сделать вывод.

Одинокая ночная звезда, тихая печальная песня, яркая утренняя заря, вкусная домашняя пища.

• Выбирают словосочетание, изменяют па падежам. Выделяют и называют окончания имён прилагательных женского рода в указанных падежах.

• На основе наблюдений делают вывод о том, что в этих падежах пишутся одинаковые окончания.

Организация познавательной деятельности

• Создаёт условия для работы со схемами, данными в упр. 65 в учебнике.

• Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию к упр. 66 в учебнике.

• Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 44 в рабочей тетради. Предлагает провести взаимопроверку в парах.

• Организует самостоятельную работу учащихся по заданию к упр. 67 в учебнике.

• Предлагает рассмотреть домашнее задание — упр. 43 в рабочей тетради.

• Рассматривают схемы. Составляют сообщение о том, на какие вопросы отвечают имена прилагательные женского рода в указанных падежах и какие окончания имеют.

• Читают стихотворение. Планируют действия по подготовке к письму по памяти. Действуют по плану. После записи по памяти проводят самопроверку — соотносят с образцом. Комментируют действия для определения падежа имён прилагательных.

• Читают задание. Комментируют последовательность действий по выполнению. По окончании работы выполняют взаимопроверку в парах. При возникновении спорных вопросов обращаются к одноклассникам.

• Читают задание. Планируют действия по выполнению задания. Читают полученные словосочетания. Доказывают правильность выполнения работы. Проводят самопроверку и самооценку.

• Читают задание. Комментируют порядок выполнения.

Подведение итогов

• Предлагает составить и задать вопросы одноклассникам, чтобы узнать, чему научились на уроке, какие вопросы и задания вызвали затруднения, что осталось непонятным, чему следует учиться ещё.

• Составляют и задают вопросы для подведения итогов урока.

Дополнительный материал: правила проведения самооценки и взаимооценки.

Диагностика достижения планируемых результатов: выполнить тестовую работу.

1. Прочитать предложения. Определить, в каком предложении имя прилагательное стоит в форме женского рода.

[ ] Вдали шумело синее море.

[ ] Белка спрятала орехи в глубоком дупле.

[ ] Лесная тропинка петляла вокруг деревьев.

2. Указать, в каком падеже имя прилагательное женского родам единственного числа имеет окончание -ую (-юю).

[ ] в дательном падеже

[ ] в винительном падеже

[ ] в предложном падеже

3. Проверить и указать строку, где имеется ошибка при определении числа, рода и падежа имени прилагательного.

[ ] из картонной коробки — ед. ч., ж. р., П. п.

[ ] в интересной книге — ед. ч., ж. р., П. п.

[ ] около молодой берёзки — ед. ч., ж. р., Р. п.

4. Указать, в каком словосочетании имя прилагательное стоит в творительном падеже.

[ ] высокой сосной

[ ] сосновую шишку

[ ] об интересной статье

Дополнительные творческие задания: составить текст-рассуждение «Почему нужно уметь определять падеж имён прилагательных».

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения















Для любых предложений по сайту: [email protected]