Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков
Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных
Урок № 103
Тема: Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных. |
Тип: изучение нового материала. |
||||
Задачи: • учить выделять падежные окончания имён прилагательных женского рода единственного числа в родительном, дательном, творительном и предложном падежах; • учить обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах; • развивать умение определять падеж имён прилагательных. |
|||||
Планируемые результаты |
|||||
Предметные: • определять падежные окончания имён прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах; • обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода; • проверять правильность написания безударного падежного окончания имён прилагательных. |
Метапреометные: • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; • рассматривать схему, находить информацию для сообщения на предложенную тему; • обосновывать своё мнение; • оценивать результаты деятельности: • выявлять причины успешности/неуспешности учебной деятельности. |
Личностные: • осознавать значимость изучения темы. |
|||
Межпредметные связи: математика, окружающий мир (работа со схемами). |
|||||
Ресурсы урока: учебник, ч. 2; рабочая тетрадь, ч. 2; рабочая программа. |
|||||
Ход урока |
|||||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
||||
Мотивация познавательной деятельности |
|||||
• Предлагает найти тему урока, сформулировать учебную задачу, привести аргументы значимости изучения данной темы. |
• Находят название темы на с. 32 в учебнике. Ставят учебную задачу — учиться выделять и писать окончания имён прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах. Приводят доказательства значимости изучения темы урока. |
||||
Актуализация необходимых знаний |
|||||
• Предлагает изменить по падежам любое из словосочетаний по выбору, выделить окончания имён прилагательных в родительном, дательном, творительном и предложном падежах. • Просит сравнить окончания имён прилагательных в указанных падежах, сделать вывод. Одинокая ночная звезда, тихая печальная песня, яркая утренняя заря, вкусная домашняя пища. |
• Выбирают словосочетание, изменяют па падежам. Выделяют и называют окончания имён прилагательных женского рода в указанных падежах. • На основе наблюдений делают вывод о том, что в этих падежах пишутся одинаковые окончания. |
||||
Организация познавательной деятельности |
|||||
• Создаёт условия для работы со схемами, данными в упр. 65 в учебнике. • Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию к упр. 66 в учебнике. • Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 44 в рабочей тетради. Предлагает провести взаимопроверку в парах. • Организует самостоятельную работу учащихся по заданию к упр. 67 в учебнике. • Предлагает рассмотреть домашнее задание — упр. 43 в рабочей тетради. |
• Рассматривают схемы. Составляют сообщение о том, на какие вопросы отвечают имена прилагательные женского рода в указанных падежах и какие окончания имеют. • Читают стихотворение. Планируют действия по подготовке к письму по памяти. Действуют по плану. После записи по памяти проводят самопроверку — соотносят с образцом. Комментируют действия для определения падежа имён прилагательных. • Читают задание. Комментируют последовательность действий по выполнению. По окончании работы выполняют взаимопроверку в парах. При возникновении спорных вопросов обращаются к одноклассникам. • Читают задание. Планируют действия по выполнению задания. Читают полученные словосочетания. Доказывают правильность выполнения работы. Проводят самопроверку и самооценку. • Читают задание. Комментируют порядок выполнения. |
||||
Подведение итогов |
|||||
• Предлагает составить и задать вопросы одноклассникам, чтобы узнать, чему научились на уроке, какие вопросы и задания вызвали затруднения, что осталось непонятным, чему следует учиться ещё. |
• Составляют и задают вопросы для подведения итогов урока. |
||||
Дополнительный материал: правила проведения самооценки и взаимооценки. |
|||||
Диагностика достижения планируемых результатов: выполнить тестовую работу. 1. Прочитать предложения. Определить, в каком предложении имя прилагательное стоит в форме женского рода. [ ] Вдали шумело синее море. [ ] Белка спрятала орехи в глубоком дупле. [ ] Лесная тропинка петляла вокруг деревьев. 2. Указать, в каком падеже имя прилагательное женского родам единственного числа имеет окончание -ую (-юю). [ ] в дательном падеже [ ] в винительном падеже [ ] в предложном падеже 3. Проверить и указать строку, где имеется ошибка при определении числа, рода и падежа имени прилагательного. [ ] из картонной коробки — ед. ч., ж. р., П. п. [ ] в интересной книге — ед. ч., ж. р., П. п. [ ] около молодой берёзки — ед. ч., ж. р., Р. п. 4. Указать, в каком словосочетании имя прилагательное стоит в творительном падеже. [ ] высокой сосной [ ] сосновую шишку [ ] об интересной статье |
|||||
Дополнительные творческие задания: составить текст-рассуждение «Почему нужно уметь определять падеж имён прилагательных». |
|||||
Самоанализ |
|||||
Достижения |
Сложности |
Предложения |
|||