Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения

Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков

Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения

Урок № 10


Тема: Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения.

Тип: повторение изученного материала.

Задачи:

• формировать умение различать распространённые и нераспространённые предложения;

• развивать умение моделировать предложение;

• развивать умение разбирать предложение по членам с опорой на памятку и без памятки.

Планируемые результаты

Предметные:

• выделять главные члены предложения;

• различать главные и второстепенные члены предложении;

• различать распространённые и нераспространённые предложения;

• восстанавливать деформированный текст.

Метапредметные:

• понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

• моделировать предложения;

• сличать полученный результат с эталоном с целью выявления затруднений;

• проводить самопроверку и самооценку;

• сотрудничать при работе в парах, в группах.

Личностные:

• осознавать ответственность за свои поступки, за результаты деятельности.

Межпредметные связи: чтение (составление предложений по иллюстрации).

Ресурсы урока: учебник, ч. I; рабочая тетрадь, ч. 1; рабочая программа.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Актуализация необходимых знаний

• Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся. Предлагает выполнить тестовую работу.

Задание 1. Найти главные члены предложения.

Порыв ветра разметал листву по дороге.

а) ветер разметал

б) порыв ветра

в) порыв разметал

г) разметал листву

Задание 2. В каком предложении главные члены указаны неверно?

а) Сегодня весь день льёт дождь.

Подлежащее: день, сказуемое: льёт.

б) Луна осветила всё вокруг.

Подлежащее: луна, сказуемое: осветила.

в) Щенок заливисто лаял на играющих детей.

Подлежащее: щенок, сказуемое: лаял.

г) Яркие ленты украшали причёску.

Подлежащее: ленты, сказуемое: украшали.

Задание 3. Какое словосочетание выписано неверно?

Тёмная тучи медленно ползла по летнему небу.

а) туча (какая?) тёмная

б) медленно (что сделала?) ползла

в) ползла (где?) по небу

г) по небу (какому?) летнему

Задание 4. В каких строках записаны распространённые предложения?

а) Наступила осень.

б) Шуршат опавшие листья.

в) Идут дожди.

г) Дохнул холодный ветер.

• Выполняют самостоятельную работу.

По окончании соотносят выбранные ответы с верными ответами.

Правильные ответы:

Задание 1: в

Задание 2: а

Задание 3: б

Задание 4: б, г

Мотивация познавательной деятельности

• По результатам выполнения тестовой работы просит заполнить лист самооценки: прочитать формируемые умения по теме, поставить знак «+» в графе «В начале урока» около тех умений, которыми учащиеся владеют. (См. Дополнительный материал.)

• Предлагает уточнить тему, над которой работали на прошлом уроке, найти с. 18—21 в учебнике, предположить, чему будут учиться на уроке.

• Проводят самооценку. Анализируют, какие умения на начало урока сформированы, над чем ещё следует работать на уроке.

• Называют тему, рассматривают названные страницы в учебнике, формулируют учебную задачу — учиться разбирать предложение по членам, различать и составлять распространённые и нераспространённые предложения.

Организация познавательной деятельности

• Предлагает выполнить упр. 29 в рабочей тетради.

• Создаёт условия для работы в парах по заданию к упр. 26 в учебнике.

• Организует групповую деятельность учащихся по «Страничке для любознательных» (учебник, с. 21). Предлагает разделиться на группы, подготовить сообщение по темам «Определение», «Дополнение», «Обстоятельство».

• Предлагает выполнить задание к упр. 27 в учебнике.

• Предлагает н качестве домашнего задании составить три нераспространённых и три распространённых предложения.

• Читают и выполняют задание самостоятельно. По окончании зачитывают распространённые предложения, доказывают правильность выполнения задания.

• В парах читают и выполняют задание. Делают вывод о том, что распространённые предложения наиболее полно передают мысль. Высказывают предположения, какую роль выполняет каждый из второстепенных членов.

• Делятся на группы (в зависимости от количества детей в классе). Читают информацию, готовят сообщение. По окончании делятся сведениями с одноклассниками. При необходимости задают друг другу уточняющие вопросы.

• Читают задание. Определяют порядок выполнения. Самостоятельно восстанавливают деформированный текст, озаглавливают. Комментируют разбор предложения по членам.

• Выслушивают домашнее задание. При необходимости задают вопросы.

Подведение итогов

• Предлагает заполнить лист самооценки: поставить знак «+» в графе «В конце урока» около тех умений, которыми учащиеся овладели, проанализировать результаты.

• Проводят самооценку. Сравнивают результаты, полученные в начале и в конце урока. Делают выводы. Выявляют причины успешности/неуспешности.

Дополнительный материал: лист самооценки.



В начале урока

Формируемые умения

В конце урока



умею различать главные и второстепенные члены предложения



умею выделять грамматическую основу предложения



умею разбирать предложение по членам



умею различать нераспространённые и распространённые предложения





Диагностика достижения планируемых результатов: прочитать предложения. Распространить данные предложения. Записать, выделить грамматическую основу. Мороз рисует. Соловей поёт. Осыпается листва. Бегут ручьи.

Дополнительные творческие задания: выполнить упр. 30 в рабочей тетради. Составить по аналогии несколько предложений.

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения















Для любых предложений по сайту: [email protected]