Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков
Главные и второстепенные члены предложения. Грамматическая основа предложения
Урок № 9
Тема: Главные и второстепенные члены предложения. Грамматическая основа предложения. |
Tип: повторение изученного материала. |
||
Задачи: • учить задавать смысловые вопросы для установления связи слов в предложении; • развивать умение определять главные и второстепенные члены в предложении; • формировать умение различать нераспространённые и распространённые предложения. |
|||
Планируемые результаты |
|||
Предметные: • устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении; • выделять главные члены предложения; • различать главные и второстепенные члены предложения; • различать распространённые и нераспространённые предложения. |
Метапредметные: • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; • анализировать схемы предложений; • находить нужную информацию, составлять и представлять сообщение; • планировать деятельность в соответствии с поставленной задачей; • работать с памяткой. |
Личностные: • осознавать важность изучения русского языка. |
|
Межпредметные связи: чтение (выбор заголовка к тексту). |
|||
Ресурсы урока: учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; рабочая программа. |
|||
Ход урока |
|||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
||
Мотивация познавательной деятельности |
|||
• Предлагает найти в учебнике тему урока, прочитать. Просит рассмотреть материал на с. 18, 19, уточнить, какие сведения по теме урока им уже известны, чему будут учиться. |
• Находят в учебнике с. 18, читают тему. Во время фронтальной беседы вспоминают, что учились определять главные и второстепенные члены предложения, различать распространённые и нераспространённые предложения. Предполагают, что на уроке будут повторять пройденный материал, применять полученные сведения при выполнении заданий к упражнениям. |
||
Актуализация необходимых знаний |
|||
• Создаёт условия для работы в парах по заданию к упр. 23 в учебнике. |
• Читают задание. Планируют деятельность в парах, готовятся к письму по памяти, записывают текст, проводят взаимопроверку. Уточняют, как находить главные члены предложения, выделяют, определяют роль второстепенных членов предложения. Соотносят сделанные выводы с информацией в учебнике на с. 18. Готовят небольшое сообщение о главных и второстепенных членах предложения. По окончании работы представляют подготовленное сообщение одноклассникам. Выслушивают и дополняют. |
||
Организация познавательной деятельности |
|||
• Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 28 в рабочей тетради. • Организует выполнение учащимися задания к упр. 24 в учебнике, предлагает определить последовательность действий. • Предлагает самостоятельно выполнить упр. 25 в учебнике, выбрав форму работы — индивидуально или в парах. • Предлагает рассмотреть домашнее задание — упр. 27 в рабочей тетради. |
• Читают задание. Комментируют последовательность действий. Вписывают пропущенные слова. По окончании представляют полученные варианты, обосновывают правильность выбранного слова. Выслушивают друг друга. Отмечают наиболее удачные предложения. • Читают задание. Самостоятельно определяют порядок выполнения: прочитать, озаглавить (по теме или основной мысли), списать, вставляя пропущенные буквы, выделить грамматическую основу, выполнить разбор предложения с опорой на памятку, объяснить, как найти распространённые и нераспространённые предложения. Выполняют задания согласно пунктам плана. При необходимости задают уточняющие вопросы, могут попросить помощи у учителя или одноклассника из пары. По окончании работы сообщают, как выполнили разбор предложения с опорой на памятку, как различить распространённые и нераспространённые предложения. • Читают задание. Выбирают форму работы. Соотносят данные схемы с предложениями из упр. 24, делают выводы. Уточняют информацию в учебнике на с. 19. Составляют свои предложения к схемам. Обсуждают в классе выполнение задания. Обобщают информацию о том, как различить распространённые и нераспространённые предложения. • Рассматривают задание. Комментируют порядок выполнения. |
||
Подведение итогов |
|||
• Организует обсуждение — просит высказать своё мнение о том, каких результатов достигли в течение урока, какие возникли затруднения, над какими заданиями ещё следует работать. |
• Включаются в беседу. Высказывают мнения. Выявляют причины успеха/неуспеха. Планируют дальнейшую деятельность. |
||
Дополнительный материал: Сборник диктантов и самостоятельных работ (выборочные диктанты, с. 107, задание 1). |
|||
Диагностика достижения планируемых результатов: списать предложения. Выделить главные члены предложения. 1. Осень одела деревья в новый наряд. 2. Хитрая лиса забралась в курятник. 3. Над цветами кружат золотые пчёлы. 4. Дождевые капли барабанили по крыше. 5. Яркое солнце осветило окрестность. |
|||
Дополнительные творческие задания: составить пять нераспространённых предложений на любую из данных тем: «В лесу», «На речке», «Осень пришла». |
|||
Самоанализ |
|||
Достижения |
Сложности |
Предложения |
|