Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков
Роль глаголов в языке и речи
Урок № 122
Тема: Роль глаголов в языке и речи. |
Тип: изучение нового материала. |
||
Задачи: • развивать умение определять глаголы среди других частей речи; • развивать умение определять изученные грамматические признаки глаголов (число, время, роль в предложении); • учить отбирать материал и составлять текст по рисунку. |
|||
Планируемые результаты |
|||
Предметные: • различать глаголы среди других частей речи; • называть изученные грамматические признаки глаголов; • определять значение глаголов-омонимов; • составлять текст по рисунку. |
Метапредметные: • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; • контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; • делать выводы на основе сравнения, наблюдения; • устанавливать причинно-следственные связи; • активно взаимодействовать при обсуждении. |
Личностные: • стремиться к самовыражению через материал учебного предмета. |
|
Межпредметные связи: чтение (составление текста по рисунку). |
|||
Ресурсы урока: учебник, ч. 2; рабочая тетрадь, ч. 2; рабочая программа. |
|||
Ход урока |
|||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
||
Мотивация познавательной деятельности |
|||
• Предлагает найти название нового раздела, рассмотреть планируемые результаты, определить тему урока, поставить учебную задачу. |
• Находят название нового раздела в учебнике на с. 67. Определяют планируемые результаты — что вспомнят, что узнают, чему будут учиться. Читают название темы в учебнике на с. 68. Определяют задачу урока — изучить роль глаголов в языке и речи. |
||
Актуализация необходимых знаний |
|||
• Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 139 в учебнике. |
• Читают стихотворение Е. Благининой. Говорят о том, что в тексте речь идёт о весне. Приводят доказательства из текста. Читают выписанные глаголы. Называют изученные грамматические признаки, по которым можно определить эту часть речи. |
||
Организация познавательной деятельности |
|||
• Организует самостоятельную работу учащихся по заданию к упр. 84 в рабочей тетради. Нацеливает на определение роли глагола в речи. • Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 140 в учебнике. • Предлагает дополнительное задание — прочитать текст, вставить наиболее подходящие по смыслу глаголы. Сказка про одуванчики. (Встало, взошло, поднялось) весеннее солнышко. Умылось оно тёплым дождём и пошло (гулять, шагать) по синему небу. (Выглянуло, взмахнуло, встряхнуло) солнышко золотым рукавом. (Брызнули, покатились, посыпались) солнечные пылинки. (Засветились, засверкали, заблистали, заискрились) на земле маленькие жёлтые огоньки — одуванчики. Зима (пряталась, скрывалась, таилась) в дремучем лесу. (Взглянула, посмотрела) она: в траве блестели миллионы маленьких солнышек. (Разозлилась, разгневалась, рассвирепела) зима. (Закрыла, запорошила) она снегом весёлые огоньки и (ушла, убежала, скрылась) на север. Так теперь одуванчики сначала в жёлтом платье (ходят, гуляют, щеголяют), а потом белую шубку надевают. (По Н. Толмачёвой) • Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 141 в учебнике. Нацеливает на выяснение, каким членом предложения может быть глагол. • Организует творческую деятельность учащихся по заданию к упр. 142 в учебнике. • Предлагает рассмотреть домашнее задание — упр. 85 в рабочей тетради. |
• Читают задание. Определяют последовательность действий. После выполнения называют глаголы, объясняют их лексическое значение. Выясняют, какую роль они выполняют. • Читают и выполняют задание самостоятельно. По окончании называют группы глаголов по значению. Делают вывод об использовании глаголов в языке и речи. • Читают текст. Выбирают подходящие по смыслу глаголы. Читают полученные варианты. Объясняют лексическое значение выбранных слов. Доказывают правильность своего выбора. • Читают задание. Находят глаголы. Называют изученные грамматические признаки. Называют глаголы-омонимы. Определяют их лексическое значение. Выделяют главные члены предложения. Делают вывод о том, что глагол в предложении является сказуемым. • Читают задание. Планируют действия — рассмотреть рисунок, определить его тему, подобрать глаголы, которые называют действия персонажей на рисунке, составить устный рассказ, записать несколько предложений, подчеркнуть в них глаголы. Выполняют задание самостоятельно. В классе представляют устные тексты. Выслушивают друг друга. Обмениваются впечатлениями. Отмечают наиболее интересные рассказы. • Читают задание. Комментируют последовательность действий по его выполнению. |
||
Подведение итогов |
|||
• Вовлекает учащихся в беседу — просит обобщить сведения об изученных грамматических признаках глагола, назвать его роль в языке и речи. |
• Обсуждают и обобщают сведения по изучаемой теме. Анализируют своё поведение в разных ситуациях урока. |
||
Дополнительный материал: Сборник диктантов и самостоятельных работ (работа над словом, предложением, текстом, задание 2, с. 146). |
|||
Диагностика достижения планируемых результатов: выполнить задание к упр. 86 в рабочей тетради. |
|||
Дополнительные творческие задания: составить текст на тему «Весна идёт!». |
|||
Самоанализ |
|||
Достижения |
Сложности |
Предложения |
|