Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков
Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода»
Урок № 134
Тема: Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода». |
Тип: изучение нового материала. |
|||
Задачи: • совершенствовать умение составлять текст в соответствии с темой и главной мыслью по данному плану; • развивать умение отбирать материал для написания сочинения; • развивать умение грамотно записывать текст с опорой на изученные правила. |
||||
Планируемые результаты |
||||
Предметные: • отбирать материал по теме сочинения; • составлять текст по готовому плану; • грамотно записывать составленный текст; • проверять написанное. |
Метапредметные: • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; • рассматривать картину, анализировать детали; • составлять план работы; • действовать согласно составленному плану; • составлять монологический текст. |
Личностные: • осознавать эстетические потребности, чувство прекрасного при работе с картиной. |
||
Межпредметные связи: чтение (составление текста по картине). |
||||
Ресурсы урока: учебник, ч. 2; рабочая тетрадь, ч. 2; рабочая программа. |
||||
Ход урока |
||||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
|||
Мотивация познавательной деятельности |
||||
• Предлагает прочитать строки из стихотворения А. Фета, определить, о каком времени года идёт речь, какое явление природы описывает автор. А там по нивам на просторе Река раскинулась, как море, Стального зеркала светлей... |
• Читают строки стихотворения. Рассуждают о том, что речь идёт о весне, когда активно тает снег, разливаются реки, выходят из берегов, наступает половодье. |
|||
Актуализация необходимых знаний |
||||
• Предлагает прочитать тему урока, записанную на доске, предположить, что будет изображено на картине этого художника. Тема урока: «Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана...» • Нацеливает на определение учебной задачи. |
• Читают тему урока. Вспоминают художника и темы его картин. Высказывают предположения о том, что может быть изображено автором на картине. Приходят к единому мнению, что скорее всего весна, половодье и т. д. • Определяют учебную задачу — учиться писать сочинение по картине, составлять, редактировать, записывать текст, проверять написанное. |
|||
Организация познавательной деятельности |
||||
• Предлагает рассмотреть репродукцию картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода», подумать, какие чувства хотел пробудить художник у зрителей, почему выбрал для картины такое название. • Помогает определить тему и главную мысль будущего текста, просит продолжить фразы: Я хочу написать о...; Я хочу показать... • Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию к упр. 178 в учебнике. • Предлагает продумать содержание будущего текста, определить, из скольких частей он будет состоять, спланировать содержание каждой части, уточнить, о чём нужно сказать в каждой части, подобрать слова и выражения, которые сделают текст интересным и выразительным. • Организует работу по содержанию первой части текста. Спрашивает, как можно начать вступительную часть текста, просит продолжить предложение Передо мной картина известного художника И. Левитана... • Создаёт условия для отбора материала ко второй части текста. Предлагает описать, какой стоит день, как выглядит небо, какой воздух, какие слышатся звуки. • Предлагает обсудить, о чём можно рассказать в заключительной части текста. • Создаёт условия для работы — пересказать созданный текст, провести корректировку, затем записать. • По окончании работы предлагает определить: Ø соответствует ли текст теме и главной мысли; Ø удалось ли понятно описать содержание картины; Ø удалось ли передать чувства от увиденного пейзажа; Ø грамотно ли записан текст. • Предлагает рассмотреть домашнее задание — упр. 177 в учебнике. |
• Рассматривают репродукцию картины в учебнике. Рассуждают о выборе названия, о чувствах, которые вызывает картина. • Выбирают тему и главную мысль сочинения. • Читают задание. Планируют действия и выполняют работу по плану. • Определяют предполагаемое содержание текста, приходят к выводу, что в нём будет три части. Обсуждают содержание каждой части текста. Делают записи — подбирают материал к каждой части текста. Читают вслух одноклассникам, слушают и дополняют свои записи. • Обсуждают, предлагают варианты, составляют продолжение на основе первого предложения. • Слушают варианты, составленные одноклассниками. Обсуждают наиболее интересные. • В парах составляют последнюю часть текста. • Составляют устные тексты по картине. Представляют в классе. Дополняют и корректируют варианты друг друга. Выслушивают оценочные высказывания. Исправляют недостатки. Высказывают свои мнения. Выбирают наиболее точные варианты. Проговаривают составленный текст шёпотом, при необходимости корректируют, записывают в тетрадь. • Проводят самопроверку по выделенным критериям. • Читают задание. Комментируют выполнение. |
|||
Подведение итогов |
||||
• Организует обсуждение — просит высказать своё мнение о том, каких результатов достигли в течение урока, уточнить, что нового узнали о художнике, его творчестве, предположить, где можно использовать написанный текст. |
• Включаются в беседу. Высказывают мнения. Выявляют причины успеха/ неуспеха. Планируют дальнейшую деятельность. |
|||
Дополнительный материал: портрет художника, репродукции картин И. И. Левитана. |
||||
Диагностика достижения планируемых результатов: проверить написанный текст. |
||||
Дополнительные творческие задания: продумать и собрать материал для проведения экскурсии по залам, посвящённым творчеству И. И. Левитана. |
||||
Самоанализ |
||||
Достижения |
Сложности |
Предложения |
||