Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода»

Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков

Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода»

Урок № 134


Тема: Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода».

Тип: изучение нового материала.

Задачи:

• совершенствовать умение составлять текст в соответствии с темой и главной мыслью по данному плану;

• развивать умение отбирать материал для написания сочинения;

• развивать умение грамотно записывать текст с опорой на изученные правила.

Планируемые результаты

Предметные:

• отбирать материал по теме сочинения;

• составлять текст по готовому плану;

• грамотно записывать составленный текст;

• проверять написанное.

Метапредметные:

• понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

• рассматривать картину, анализировать детали;

• составлять план работы;

• действовать согласно составленному плану;

• составлять монологический текст.

Личностные:

• осознавать эстетические потребности, чувство прекрасного при работе с картиной.

Межпредметные связи: чтение (составление текста по картине).

Ресурсы урока: учебник, ч. 2; рабочая тетрадь, ч. 2; рабочая программа.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

• Предлагает прочитать строки из стихотворения А. Фета, определить, о каком времени года идёт речь, какое явление природы описывает автор.

А там по нивам на просторе

Река раскинулась, как море,

Стального зеркала светлей...

• Читают строки стихотворения. Рассуждают о том, что речь идёт о весне, когда активно тает снег, разливаются реки, выходят из берегов, наступает половодье.

Актуализация необходимых знаний

• Предлагает прочитать тему урока, записанную на доске, предположить, что будет изображено на картине этого художника.

Тема урока: «Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана...»

• Нацеливает на определение учебной задачи.

• Читают тему урока. Вспоминают художника и темы его картин. Высказывают предположения о том, что может быть изображено автором на картине. Приходят к единому мнению, что скорее всего весна, половодье и т. д.

• Определяют учебную задачу — учиться писать сочинение по картине, составлять, редактировать, записывать текст, проверять написанное.

Организация познавательной деятельности

• Предлагает рассмотреть репродукцию картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода», подумать, какие чувства хотел пробудить художник у зрителей, почему выбрал для картины такое название.

• Помогает определить тему и главную мысль будущего текста, просит продолжить фразы: Я хочу написать о...; Я хочу показать...

• Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию к упр. 178 в учебнике.

• Предлагает продумать содержание будущего текста, определить, из скольких частей он будет состоять, спланировать содержание каждой части, уточнить, о чём нужно сказать в каждой части, подобрать слова и выражения, которые сделают текст интересным и выразительным.

• Организует работу по содержанию первой части текста. Спрашивает, как можно начать вступительную часть текста, просит продолжить предложение Передо мной картина известного художника И. Левитана...

• Создаёт условия для отбора материала ко второй части текста. Предлагает описать, какой стоит день, как выглядит небо, какой воздух, какие слышатся звуки.

• Предлагает обсудить, о чём можно рассказать в заключительной части текста.

• Создаёт условия для работы — пересказать созданный текст, провести корректировку, затем записать.

• По окончании работы предлагает определить:

Ø соответствует ли текст теме и главной мысли;

Ø удалось ли понятно описать содержание картины;

Ø удалось ли передать чувства от увиденного пейзажа;

Ø грамотно ли записан текст.

• Предлагает рассмотреть домашнее задание — упр. 177 в учебнике.

• Рассматривают репродукцию картины в учебнике. Рассуждают о выборе названия, о чувствах, которые вызывает картина.

• Выбирают тему и главную мысль сочинения.

• Читают задание. Планируют действия и выполняют работу по плану.

• Определяют предполагаемое содержание текста, приходят к выводу, что в нём будет три части. Обсуждают содержание каждой части текста. Делают записи — подбирают материал к каждой части текста. Читают вслух одноклассникам, слушают и дополняют свои записи.

• Обсуждают, предлагают варианты, составляют продолжение на основе первого предложения.

• Слушают варианты, составленные одноклассниками. Обсуждают наиболее интересные.

• В парах составляют последнюю часть текста.

• Составляют устные тексты по картине. Представляют в классе. Дополняют и корректируют варианты друг друга. Выслушивают оценочные высказывания. Исправляют недостатки.

Высказывают свои мнения. Выбирают наиболее точные варианты. Проговаривают составленный текст шёпотом, при необходимости корректируют, записывают в тетрадь.

• Проводят самопроверку по выделенным критериям.

• Читают задание. Комментируют выполнение.

Подведение итогов

• Организует обсуждение — просит высказать своё мнение о том, каких результатов достигли в течение урока, уточнить, что нового узнали о художнике, его творчестве, предположить, где можно использовать написанный текст.

• Включаются в беседу. Высказывают мнения. Выявляют причины успеха/ неуспеха. Планируют дальнейшую деятельность.

Дополнительный материал: портрет художника, репродукции картин И. И. Левитана.

Диагностика достижения планируемых результатов: проверить написанный текст.

Дополнительные творческие задания: продумать и собрать материал для проведения экскурсии по залам, посвящённым творчеству И. И. Левитана.

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения















Для любых предложений по сайту: [email protected]