Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков
I и II спряжение глаголов. Спряжение глаголов в настоящем времени
Урок № 135
Тема: I и II спряжение глаголов. Спряжение глаголов в настоящем времени. |
Тип: изучение нового материала. |
||||
Задачи: • создавать условия для наблюдения за личными окончаниями глаголов I и II спряжения в настоящем времени; • создавать условия для сравнения окончаний глаголов I и II спряжения в настоящем времени в разных лицах и числах; • учить определять спряжение глаголов в настоящем времени. |
|||||
Планируемые результаты |
|||||
Предметные: • называть личные окончания глаголов I и II спряжения в настоящем времени; • определять лицо, число и спряжение глаголов в настоящем времени по личным окончаниям; • определять спряжение глаголов в настоящем времени. |
Метапредметные: • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; • анализировать информацию, представленную в таблице; • находить нужную информацию, составлять и представлять сообщение; • планировать деятельность в соответствии с поставленной задачей; • проводить самооценку, взаимооценку. |
Личностные: • осознавать важность изучения русского языка. |
|||
Межпредметные связи: математика, окружающий мир (работа с табличной формой представления информации). |
|||||
Ресурсы урока: учебник, ч. 2; рабочая тетрадь, ч. 2; рабочая программа. |
|||||
Ход урока |
|||||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
||||
Актуализация необходимых знаний |
|||||
• Предлагает выполнить задание — прочитать группы слов, определить их общий признак, добавить в каждую группу по одному слову. Иду, шагаю, ступаю, .... Бросаешь, кидаешь, швыряешь................. Выдумывает, придумывает, сочиняет, .... Плачем, рыдаем, хныкаем, .... |
• Читают группы слов. Называют признаки каждой группы. Приходят к единому мнению, что в каждой группе есть глаголы-синонимы, стоящие в настоящем времени, имеющие определённое число, лицо и одинаковые личные окончания. Добавляют по одному глаголу (топаю, мечешь, фантазирует, ревём). Могут испытывать затруднение, так как не умеют определять написание безударного личного окончания глаголов. |
||||
Мотивация познавательной деятельности |
|||||
• Просит уточнить, какие ещё личные окончания глаголов знают. • Задаёт проблемный вопрос: От чего зависит личное окончание глагола? Нацеливает на уточнение информации по учебнику. • Помогает определить тему урока, поставить учебную задачу. |
• Называют все личные окончания глаголов настоящего и будущего времени в единственном и множественном числе. • Высказывают предположения. Обсуждают все варианты. Находят в учебнике с. 88. • Читают тему урока. Ставят учебную задачу — узнать личные окончания глаголов I и II спряжения настоящего времени. |
||||
Организация познавательной деятельности |
|||||
• Предлагает прочитать правило на с. 88 в учебнике, объяснить, что узнали из этой информации, что поняли. • Создаёт условия для наблюдения за личными окончаниями глаголов I и II спряжения по заданию к упр. 180 в учебнике. • Организует работу в парах по заданию к упр. 181 в учебнике. • Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 182 в учебнике. • Предлагает выполнить дополнительное задание — прочитать глаголы, выписать в две группы: в первую — глаголы I спряжения, во вторую — глаголы II спряжения, выделить окончания, указать время, лицо и число глаголов. Спешат, встанете, висим, сторожат, бежит, позовёшь, светят, лежим, начнём, горит, споёт, полетите, растут, стучишь, смотришь, встречают, шьют. • Предлагает записать домашнее задание — определить спряжение глаголов кричать, гореть, петь, течь, проспрягать их, выделить личные окончания, проверить их написание по таблице на с. 88 в учебнике. |
• Читают правило. Комментируют. • Читают информацию, представленную в таблице. Проводят наблюдение по вопросам из упражнения. Делают вывод о том, что ударные и безударные личные окончания глаголов одного и того же спряжения пишутся одинаково. Сообщают о том, что личные окончания глаголов I и IIспряжения одинаковы только в форме 1-го лица единственного числа, в других формах они различаются. Проверяют сделанные выводы — соотносят с информацией в учебнике на с. 88. • Читают задание. Выполняют его в парах — определяют по личному окончанию спряжение, лицо и число глагола. Выполняют взаимопроверку и взаимооценку. • Читают стихотворение А. Барто, анализируют содержание, называют глаголы в прямом и переносном значении. Объясняют свой ответ. Определяют общие грамматические признаки глаголов (время, лицо, число). Называют спряжение глаголов. Объясняют свои действия. • Слушают задание. Выполняют его самостоятельно. В парах проводят взаимопроверку. Доказывают правильность выполнения задания. • Слушают и записывают задание. |
||||
Подведение итогов |
|||||
• Предлагает составить сообщение, которое помогло бы убедить одноклассников в необходимости изучения темы урока. (Возможны сообщения в юмористической форме, от лица разных персонажей, представителей разных эпох, людей разных профессий и т. д.). |
• Готовят сообщение и представляют его одноклассникам. |
||||
Дополнительный материал: Сборник диктантов и самостоятельных работ (зрительный диктант «Входишь в лес...», с. 144). |
|||||
Диагностика достижения планируемых результатов: выполнить задание к упр. 112 в рабочей тетради. |
|||||
Дополнительные творческие задания: составить задания для одноклассников по изучаемой теме. |
|||||
Самоанализ |
|||||
Достижения |
Сложности |
Предложения |
|||