Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени - Урок 3
Урок № 140
Тема: Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. |
Тип: повторение изученного материала. |
||
Задачи: • создавать условия для различения глаголов I и II спряжения, выделения глаголов-исключений; • создавать условия для выбора последовательности действий при написании безударных личных окончаний глаголов; • учить обосновывать правильность написания безударных личных окончаний глаголов. |
|||
Планируемые результаты |
|||
Предметные: • определять лицо, число и спряжение глаголов; • использовать алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями по неопределённой форме; • объяснять необходимость проверки безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения; • выбирать последовательность действий при написании безударных личных окончаний глаголов. |
Метапредметные: • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; • выполнять действия по алгоритму; • оценивать результат решения орфографической задачи; • проводить самопроверку и самооценку выполненных заданий; • выделять и формулировать то, что усвоено, и то. что нужно усвоить. |
Личностные: • осознавать значимость изучения русского языка. |
|
Межпредметные связи: математика (работа по алгоритму). |
|||
Ресурсы урока: учебник, ч. 2; рабочая тетрадь, ч. 2; рабочая программа. |
|||
Ход урока |
|||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
||
Актуализация необходимых знаний |
|||
• Предлагает записать под диктовку две группы глаголов, объяснить написание изученных орфограмм, определить, в какой группе собраны глаголы одного спряжения, указать спряжение глаголов другой группы. Группа I. Ночевать, посадить, удивлять, дружить, краснеть, катить. Группа 2. Катать, вытянуть, повторять, осмелеть, оживать, забыть. |
• Записывают глаголы каждой группы под диктовку. Называют изученные орфограммы, проводят самопроверку. Делают вывод о том, что во второй группе собраны глаголы I спряжения. Обосновывают свои действия. Комментируют действия, которые выполняли для определения спряжения глаголов другой группы. |
||
Мотивация познавательной деятельности |
|||
• Просит перечитать глаголы каждой группы, подчеркнуть те, у которых в 3-м лице будут окончания -ит, -aт, -ят, объяснить, какие знания необходимы для выполнения задания. • Помогает определить тему урока, учебную задачу. |
• Выполняют задание. Уточняют, что указанные окончания будут иметь глаголы II спряжения. Проверяют себя по таблице в учебнике на с. 93. • Уточняют название темы урока, ставят учебную задачу — учиться определять спряжение глаголов, писать безударные личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени. |
||
Организация познавательной деятельности |
|||
• Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 194 в учебнике. • Организует работу в парах по заданию к упр. 122 в рабочей тетради. • Предлагает самостоятельно выполнить задание к упр. 195 в учебнике. • Предлагает выполнить дополнительное задание — списать текст, вставив пропущенные буквы. Ландыш. Родился ландыш в майский день, И лес его хранит. Мне кажется, его задень — Он тихо зазвенит. И этот звон уашш...т луг, И птицы, и цветы... Давай послуша...м, А вдруг Услыш...м — я и ты? (Е. Серова) • Предлагает в домашнем задании найти и записать по 10 глаголов в каждую группу — глаголы I спряжения, глаголы II спряжения. |
• Читают задание. Обсуждают порядок выполнения, достаточность или недостаточность знаний для самостоятельной работы. Находят необходимую информацию в учебнике. Выполняют задание самостоятельно. По окончании работы представляют и обсуждают результаты. Доказывают правильность выполнения. • Читают задание. В парах определяют последовательность действий. Работают самостоятельно. При возникновении затруднений обращаются за помощью друг к другу. Называют отгадки, обосновывают правильность написания безударных личных окончаний глаголов, опираясь на алгоритм. Выполняют самопроверку, самооценку. • Читают задание. Составляют план выполнения. Уточняют, какие знания и умения необходимы для работы. Выполняют задание самостоятельно. По окончании представляют и обсуждают результаты выполнения. Проводят самопроверку. • Выполняют задание самостоятельно. После выполнения в парах проводят взаимопроверку. • Слушают и записывают задание. |
||
Подведение итогов |
|||
• Инициирует обсуждение итогов изучения темы по результатам самооценки. Предлагает выявить достижения и трудности, спланировать дальнейшую работу. |
• Обсуждают итоги самооценки. Выявляют причины успешности/неуспешности учебной деятельности. Ставят новые задачи для улучшения результатов. |
||
Дополнительный материал: списать текст, вставить пропущенные буквы. Смотр...шь на прозрачный лёд и вид...шь, как под этим льдом ручей гон...т огромное стадо пузырей. Вот он выгоня...т их на открытую воду и мчит вперёд, спеш...т согнать их в одно место. (По М. Пришвину) |
|||
Диагностика достижения планируемых результатов: записать глаголы в форме 3-го лица единственного и множественного числа. Слушать, смотреть, перегонять, видеть, держать. |
|||
Дополнительные творческие задания: сочинить стихотворение, используя глаголы-исключения. |
|||
Самоанализ |
|||
Достижения |
Сложности |
Предложения |
|