Обобщение сведений о глаголах

Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков

Обобщение сведений о глаголах

Урок № 152


Тема: Обобщение сведений о глаголах.

Тип: повторение изученного материала.

Задачи:

• создавать условия для обобщения сведений о спряжении, числе и лице глаголов в настоящем и будущем времени;

• организовывать повторение сведений о возвратных глаголах;

• развивать устную и письменную речь учащихся, умение составлять текст-рассуждение.

Планируемые результаты

Предметные:

• знать, как изменяются глаголы;

• писать частицу не с глаголами;

• определять время, лицо, число, спряжение глаголов, опираясь на части слова;

• различать возвратные глаголы;

• грамотно писать безударные личные окончания глаголов;

• составлять и записывать текст-рассуждение на предложенную тему.

Метапредметные:

• понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

• классифицировать объекты по выделенным признакам;

• делать выводы на основе сравнения;

• доказывать правильность выполнения задания;

• находить дополнительную информацию в разных источниках, преобразовывать и представлять её.

Личностные:

• проявлять любознательность, стремление к получению новых знаний;

• осознавать важность заботы об окружающем мире.

Межпредметные связи: чтение (работа над текстом-рассуждением).

Ресурсы урока: учебник, ч. 2; рабочая тетрадь, ч. 2; рабочая программа.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

• Предлагает прочитать тему урока на с. 115, уточнить, как называется изученный раздел, сравнить планируемые результаты с полученными на данный момент знаниями, предположить, чему будут учиться на уроках обобщения.

• Нацеливает на постановку учебной задачи.

• Находят в учебнике указанную страницу, читают название темы. Возвращаются к с. 67. Уточняют, что знали на момент начала изучения раздела, что планировали узнать. Анализируют результаты изучения раздела.

• Ставят учебную задачу — обобщить сведения о глаголах, учиться писать глаголы с изученными орфограммами.

Актуализация необходимых знаний

• Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 150 в рабочей тетради.

• Читают задание. Определяют последовательность действий. Рассуждают о значении выражения браться за ум. Приводят примеры из личного опыта, когда приходилось браться за ум. Выполняют задание самостоятельно. После выполнения называют группы орфограмм, которые встретились в тексте. Обосновывают написание букв. Называют глаголы в неопределённой форме. Объясняют свои действия.

Организация познавательной деятельности

• Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию к упр. 243 в учебнике.

• Создаёт условия для самостоятельной работы учащихся по заданию к упр. 244 в учебнике.

• Предлагает самостоятельно выполнить задание к упр. 151 в рабочей тетради.

• Создаёт условия для самостоятельной работы учащихся по заданию к упр. 245 в учебнике. Предлагает выбрать форму работы — индивидуально или в парах.

• Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию к упр. 246 в учебнике. Помогает уточнить, из каких частей состоит текст-рассуждение.

• Предлагает рассмотреть домашнее задание — упр. 152 в рабочей тетради.

• Выразительно читают текст стихотворения. Определяют главную мысль. Рассуждают, почему нужно быть добрым, проявлять заботу, внимание. Выписывают глаголы с частицей не. Уточняют правило написания частицы не с глаголами. Находят и называют другие изученные орфограммы.

• Читают стихотворение. Находят слова, которые одинаково произносятся и пишутся, но имеют разные лексические значения, объясняют какие.

Выполняют самостоятельно задание в указанном порядке. Представляют результаты распределения глаголов на группы. Обосновывают правильность выполнения. Проводят самопроверку и самооценку.

• Читают и выполняют задание. Объясняют признаки возвратных глаголов. Обобщают сведения о них.

• Читают задание. Выбирают форму работы. Рассматривают схемы слов. Обсуждают, что можно узнать о слове по данным значимым частям. Подбирают примеры. После выполнения представляют результаты в классе. Доказывают правильность рассуждений. Выслушивают друг друга. Оценивают. Выполняют разбор глаголов по выбору, опираясь на памятку на с. 147.

• Уточняют, что текст-рассуждение содержит тезис (то, что нужно доказать), доказательства (могут начинаться со слов во-первых, во-вторых, в-третьих), вывод (обобщение сказанного). Выбирают вопрос, на который знают ответ. Составляют и представляют одноклассникам устный текст- рассуждение на эту тему. Выслушивают друг друга. Высказывают оценочные суждения. Отмечают наиболее интересные варианты.

• Читают задание. Комментируют порядок выполнения.

Подведение итогов

• Вовлекает учащихся в беседу, просит обобщить сведения о глаголах в настоящем и будущем времени, о возвратных глаголах, уточнить, какие сведения повторили, чему учились.

• Обсуждают и обобщают сведения по изучаемой теме.

Дополнительный материал: памятка «Типы текстов. Текст-рассуждение»

Диагностика достижения планируемых результатов: списать текст, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

Весной дождик шальной. (За)хоч...т — всё (с)моч...т, (в)шутку (по)плач...т, слезами обман...т, всех (по)дурач...т и (пере)стан...т. (И. Эренбург)

Дополнительные творческие задания: выбрать другую тему из упр. 236 в учебнике, составить текст-рассуждение.

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения















Для любых предложений по сайту: [email protected]