Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков
Обобщение сведений о глаголах
Урок № 152
Тема: Обобщение сведений о глаголах. |
Тип: повторение изученного материала. |
|||
Задачи: • создавать условия для обобщения сведений о спряжении, числе и лице глаголов в настоящем и будущем времени; • организовывать повторение сведений о возвратных глаголах; • развивать устную и письменную речь учащихся, умение составлять текст-рассуждение. |
||||
Планируемые результаты |
||||
Предметные: • знать, как изменяются глаголы; • писать частицу не с глаголами; • определять время, лицо, число, спряжение глаголов, опираясь на части слова; • различать возвратные глаголы; • грамотно писать безударные личные окончания глаголов; • составлять и записывать текст-рассуждение на предложенную тему. |
Метапредметные: • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; • классифицировать объекты по выделенным признакам; • делать выводы на основе сравнения; • доказывать правильность выполнения задания; • находить дополнительную информацию в разных источниках, преобразовывать и представлять её. |
Личностные: • проявлять любознательность, стремление к получению новых знаний; • осознавать важность заботы об окружающем мире. |
||
Межпредметные связи: чтение (работа над текстом-рассуждением). |
||||
Ресурсы урока: учебник, ч. 2; рабочая тетрадь, ч. 2; рабочая программа. |
||||
Ход урока |
||||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
|||
Мотивация познавательной деятельности |
||||
• Предлагает прочитать тему урока на с. 115, уточнить, как называется изученный раздел, сравнить планируемые результаты с полученными на данный момент знаниями, предположить, чему будут учиться на уроках обобщения. • Нацеливает на постановку учебной задачи. |
• Находят в учебнике указанную страницу, читают название темы. Возвращаются к с. 67. Уточняют, что знали на момент начала изучения раздела, что планировали узнать. Анализируют результаты изучения раздела. • Ставят учебную задачу — обобщить сведения о глаголах, учиться писать глаголы с изученными орфограммами. |
|||
Актуализация необходимых знаний |
||||
• Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 150 в рабочей тетради. |
• Читают задание. Определяют последовательность действий. Рассуждают о значении выражения браться за ум. Приводят примеры из личного опыта, когда приходилось браться за ум. Выполняют задание самостоятельно. После выполнения называют группы орфограмм, которые встретились в тексте. Обосновывают написание букв. Называют глаголы в неопределённой форме. Объясняют свои действия. |
|||
Организация познавательной деятельности |
||||
• Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию к упр. 243 в учебнике. • Создаёт условия для самостоятельной работы учащихся по заданию к упр. 244 в учебнике. • Предлагает самостоятельно выполнить задание к упр. 151 в рабочей тетради. • Создаёт условия для самостоятельной работы учащихся по заданию к упр. 245 в учебнике. Предлагает выбрать форму работы — индивидуально или в парах. • Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию к упр. 246 в учебнике. Помогает уточнить, из каких частей состоит текст-рассуждение. • Предлагает рассмотреть домашнее задание — упр. 152 в рабочей тетради. |
• Выразительно читают текст стихотворения. Определяют главную мысль. Рассуждают, почему нужно быть добрым, проявлять заботу, внимание. Выписывают глаголы с частицей не. Уточняют правило написания частицы не с глаголами. Находят и называют другие изученные орфограммы. • Читают стихотворение. Находят слова, которые одинаково произносятся и пишутся, но имеют разные лексические значения, объясняют какие. Выполняют самостоятельно задание в указанном порядке. Представляют результаты распределения глаголов на группы. Обосновывают правильность выполнения. Проводят самопроверку и самооценку. • Читают и выполняют задание. Объясняют признаки возвратных глаголов. Обобщают сведения о них. • Читают задание. Выбирают форму работы. Рассматривают схемы слов. Обсуждают, что можно узнать о слове по данным значимым частям. Подбирают примеры. После выполнения представляют результаты в классе. Доказывают правильность рассуждений. Выслушивают друг друга. Оценивают. Выполняют разбор глаголов по выбору, опираясь на памятку на с. 147. • Уточняют, что текст-рассуждение содержит тезис (то, что нужно доказать), доказательства (могут начинаться со слов во-первых, во-вторых, в-третьих), вывод (обобщение сказанного). Выбирают вопрос, на который знают ответ. Составляют и представляют одноклассникам устный текст- рассуждение на эту тему. Выслушивают друг друга. Высказывают оценочные суждения. Отмечают наиболее интересные варианты. • Читают задание. Комментируют порядок выполнения. |
|||
Подведение итогов |
||||
• Вовлекает учащихся в беседу, просит обобщить сведения о глаголах в настоящем и будущем времени, о возвратных глаголах, уточнить, какие сведения повторили, чему учились. |
• Обсуждают и обобщают сведения по изучаемой теме. |
|||
Дополнительный материал: памятка «Типы текстов. Текст-рассуждение» |
||||
Диагностика достижения планируемых результатов: списать текст, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Весной дождик шальной. (За)хоч...т — всё (с)моч...т, (в)шутку (по)плач...т, слезами обман...т, всех (по)дурач...т и (пере)стан...т. (И. Эренбург) |
||||
Дополнительные творческие задания: выбрать другую тему из упр. 236 в учебнике, составить текст-рассуждение. |
||||
Самоанализ |
||||
Достижения |
Сложности |
Предложения |
||