Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков
Правописание глаголов в прошедшем времени. Составление текста на спортивную тему по выбору учащихся
Урок № 151
Тема: Правописание глаголов в прошедшем времени. Составление текста на спортивную тему по выбору учащихся. |
Тип: изучение нового материала. |
||
Задачи: • развивать умение образовывать формы глаголов в прошедшем времени; • развивать умение обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов; • развивать умение составлять текст на основе наблюдений за спортивной информацией и личного интереса к какой-либо спортивной деятельности. |
|||
Планируемые результаты |
|||
Предметные: • изменять глаголы в прошедшем времени по родам и числам; • образовывать формы глаголов в прошедшем времени; • обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов; • отбирать содержание в соответствии с темой и главной мыслью текста; • составлять текст на спортивную тему; • грамотно записывать и проверять текст. |
Метапредметные: • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; • применять правила и алгоритмы для решения орфографической задачи; • находить информацию в тексте для ответа на вопрос; • перерабатывать и представлять информацию; • проявлять активность во взаимодействии; • осуществлять самоконтроль и самооценку. |
Личностные: • проявлять уважение к обычаям разных народов; • осознавать значение спорта в жизни людей и страны. |
|
Межпредметные связи: чтение (работа над текстом). |
|||
Ресурсы урока: учебник, ч. 2; рабочая тетрадь, ч. 2; рабочая программа. |
|||
Ход урока |
|||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
||
Мотивация познавательной деятельности |
|||
• Предлагает прочитать высказывание, объяснить его смысл, привести примеры из личного опыта. Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно. (Л. Толстой) |
• Читают предложенное высказывание, рассуждают о его смысле. Приводят примеры, когда спорт формирует силу воли, настойчивость, упорство, благородство и т. д. Именно эти качества необходимы любому человеку в разных ситуациях жизни. |
||
Актуализация необходимых знаний |
|||
• Предлагает самостоятельно выполнить задание — образовать от данных глаголов формы мужского, женского и среднего рода в прошедшем времени, разобрать глаголы по составу. Играть, шуметь, кипеть, светить, белеть, греть. • Нацеливает на определение темы урока, учебной задачи. |
• Слушают и самостоятельно выполняют задание. После выполнения читают образованные формы глаголов. Уточняют, что суффикс -л образует форму прошедшего времени и в основу не входит. Называют другие части слов, выявляют, что у глаголов прошедшего времени перед суффиксом -л имеется ещё один. Делают вывод о том, что иногда его произношение расходится с написанием. • Читают тему урока, записанную на доске. Ставят учебную задачу — учиться грамотно писать глаголы прошедшего времени, правильно употреблять их в речи. |
||
Организация познавательной деятельности |
|||
• Организует самостоятельное наблюдение учащихся за написанием глаголов прошедшего времени по заданию к упр. 239 в учебнике. • Создаёт условия для самостоятельной работы учащихся по заданию к упр. 240 в учебнике. • Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию к упр. 241 в учебнике. • Вовлекает учащихся в беседу по вопросам к упр. 242 в учебнике. Нацеливает на составление текста на предложенные темы. • Предлагает рассмотреть домашнее задание — упр. 147 или упр. 149 в рабочей тетради (по выбору учащихся). |
• Читают глаголы в неопределённой форме и формы прошедшего времени. Сравнивают написание букв перед суффиксами -ть и -л. Анализируют и делают вывод о том, что в глаголах прошедшего времени перед суффиксом -л пишется та же буква, что и перед суффиксом -ть в глаголах неопределённой формы. Проверяют сделанный вывод по учебнику на с. 113. При необходимости вносят изменения или дополнения. • Читают задание. Определяют последовательность действий и достаточность знаний для выполнения задания. Работают самостоятельно. После выполнения объясняют написание глаголов в прошедшем времени, опираясь на сделанные выводы. Проводят самопроверку и самооценку. • Читают задание. Комментируют порядок выполнения. Читают текст, находят ответы на вопросы. Для записи ответов преобразуют информацию. После записи проверяют написание слов с изученными орфограммами. Анализируют, правильно ли нашли информацию в тексте для ответа на вопросы. Представляют в классе. Обсуждают. При необходимости вносят изменения. • Включаются в диалог. Рассказывают о значении спорта в жизни человека, о личных спортивных достижениях. Выбирают заголовок к будущему тексту или придумывают свой вариант. Продумывают главную мысль текста («Я хочу убедить читателя в том, что...»). Отбирают материал «Сначала я скажу о том, что...», «Потом расскажу о том, что...», «Рассказ я закончу так...»). Составляют устный текст. Представляют в классе. Выслушивают друг друга. Высказывают оценочные суждения. Корректируют устный текст. • Читают задания к упражнениям. Делают выбор. |
||
Подведение итогов |
|||
• Предлагает поделиться впечатлениями о проделанной работе, высказать, какие виды работ показались наиболее интересными, эмоциональными, а какие вызвали затруднения. |
• Высказывают своё мнение, делятся впечатлениями. |
||
Дополнительный материал: выставка книг о видах спорта, спортсменах, олимпийских играх разных лет и т. д. |
|||
Диагностика достижения планируемых результатов: выполнить задание к упр. 148 в рабочей тетради. |
|||
Дополнительные творческие задания: найти информацию об известных спортсменах, составить текст «Гордость нашего спорта». |
|||
Самоанализ |
|||
Достижения |
Сложности |
Предложения |
|