Лексическое значение слова

Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков

Лексическое значение слова

Урок № 161


Тема: Лексическое значение слова.

Тип: повторение изученного материала.

Задачи:

• развивать умение различать синонимы, антонимы, омонимы;

• развивать умение различать слова однозначные и многозначные, находить фразеологизмы;

• развивать устную и письменную, монологическую и диалогическую речь учащихся.

Планируемые результаты

Предметные:

• различать синонимы, антонимы, омонимы;

• различать слова однозначные и многозначные;

• находить в тексте фразеологизмы;

• составлять диалог воображаемых героев;

• составлять текст по картине;

• записывать текст, проверять написанное.

Метапредметные:

• понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

• использовать знания из разных областей для решения проблемы;

• искать источники дополнительной информации;

• выполнять действия, пользуясь алгоритмом;

• делать выводы на основе наблюдения и обобщения;

• находить и исправлять речевые ошибки.

Личностные:

• осознавать важность словарного запаса, умения употреблять речевые обороты в зависимости от ситуации общения;

• следить за устной и письменной речью, использованием слов речевого этикета.

Межпредметные связи: чтение (работа над лексическим значением слов).

Ресурсы урока: учебник, ч. 2; рабочая тетрадь, ч. 2; рабочая программа.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

• Предлагает прочитать текст стихотворения, объяснить роль слова в языке и речи.

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушным холодом дышать.

(Я. Козловский)

• Читают или слушают стихотворение. Рассуждают о роли слов. Приводят примеры из жизни.

Актуализация необходимых знаний

• Создаёт условия для самостоятельной работы в парах по заданию к упр. 274 в учебнике.

• Помогает определить тему, поставить учебную задачу урока.

• Читают вопросы. В парах составляют и обсуждают ответы. При необходимости обращаются к словарям.

• Называют тему урока. Ставят учебную задачу — учиться определять лексическое значение слов, распознавать синонимы, антонимы, омонимы, находить и объяснять значение фразеологизмов.

Организация познавательной деятельности

• Вовлекает учащихся в беседу по вопросам к упр. 275 в учебнике.

• Организует работу в парах по заданию к упр. 276 в учебнике.

• Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 166 в рабочей тетради.

• Предлагает самостоятельно выполнить задание к упр. 277 в учебнике.

• Создаёт условия для составления текста на предложенную тему по заданию к упр. 278 в учебнике.

• Включаются в обсуждение. Выразительно читают диалог. Объясняют выбранный к тексту заголовок. Находят и обсуждают сочетания слов, употреблённые в тексте. Подбирают синонимичные выражения, объясняют значение фразеологизма. Обсуждают уместность употребления слов в разговорной и литературной речи.

• Читают задание. Выбирают диалог. Распределяют роли. Обсуждают и подбирают содержание. Инсценируют в классе. Выслушивают, высказывают оценочные суждения. Отмечают наиболее содержательные и интересные диалоги.

• Читают задание. Определяют последовательность действий. Выполняют задание самостоятельно. В парах проверяют, правильно ли вставили пропущенные буквы. Называют многозначные слова, употреблённые в переносном значении.

• Читают задание. Списывают текст. Проводят самопроверку — соотносят с образцом. Включаются в диалог по содержанию текста по вопросам к упражнению. Обсуждают литературные слова и выражения, выбранные для пейзажной зарисовки.

• Рассматривают репродукцию картины. Делятся впечатлениями. Читают текст И. Долгополова. Анализируют содержание по вопросам. Читают название будущего текста, определяют тему, главную мысль. Выделяют объекты для описания — сосны, небо, полевая дорога, придорожная трава, цветы. Подбирают слова и выражения. Обсуждают в классе. Составляют устный текст по данной теме. Представляют в классе. Выслушивают оценочные суждения. Вносят изменения, дополнения. Записывают текст в тетрадь. Проводят самопроверку — соответствует ли текст теме и главной мысли, удалось ли передать свои впечатления от картины полно, понятно и выразительно, проверяют написание слов с изученными орфограммами.

Подведение итогов

• Вовлекает учащихся в беседу. Предлагает обсудить практическую значимость изучаемой темы, привести примеры, где знания и умения по теме могут быть использованы.

• Высказывают и обосновывают свои мнения.

Дополнительный материал: Сборник диктантов и самостоятельных работ (работа над словом, словосочетанием, предложением, текстом, задания 1, 2, с. 150).

Диагностика достижения планируемых результатов: выполнить задание к упр. 167 в рабочей тетради.

Дополнительные творческие задания: составить монолог от имени одного из персонажей из упр. 276 в учебнике.

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения















Для любых предложений по сайту: [email protected]