Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков
Лексическое значение слова
Урок № 161
Тема: Лексическое значение слова. |
Тип: повторение изученного материала. |
||
Задачи: • развивать умение различать синонимы, антонимы, омонимы; • развивать умение различать слова однозначные и многозначные, находить фразеологизмы; • развивать устную и письменную, монологическую и диалогическую речь учащихся. |
|||
Планируемые результаты |
|||
Предметные: • различать синонимы, антонимы, омонимы; • различать слова однозначные и многозначные; • находить в тексте фразеологизмы; • составлять диалог воображаемых героев; • составлять текст по картине; • записывать текст, проверять написанное. |
Метапредметные: • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; • использовать знания из разных областей для решения проблемы; • искать источники дополнительной информации; • выполнять действия, пользуясь алгоритмом; • делать выводы на основе наблюдения и обобщения; • находить и исправлять речевые ошибки. |
Личностные: • осознавать важность словарного запаса, умения употреблять речевые обороты в зависимости от ситуации общения; • следить за устной и письменной речью, использованием слов речевого этикета. |
|
Межпредметные связи: чтение (работа над лексическим значением слов). |
|||
Ресурсы урока: учебник, ч. 2; рабочая тетрадь, ч. 2; рабочая программа. |
|||
Ход урока |
|||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
||
Мотивация познавательной деятельности |
|||
• Предлагает прочитать текст стихотворения, объяснить роль слова в языке и речи. Слова умеют плакать и смеяться, Приказывать, молить и заклинать, И, словно сердце, кровью обливаться, И равнодушным холодом дышать. (Я. Козловский) |
• Читают или слушают стихотворение. Рассуждают о роли слов. Приводят примеры из жизни. |
||
Актуализация необходимых знаний |
|||
• Создаёт условия для самостоятельной работы в парах по заданию к упр. 274 в учебнике. • Помогает определить тему, поставить учебную задачу урока. |
• Читают вопросы. В парах составляют и обсуждают ответы. При необходимости обращаются к словарям. • Называют тему урока. Ставят учебную задачу — учиться определять лексическое значение слов, распознавать синонимы, антонимы, омонимы, находить и объяснять значение фразеологизмов. |
||
Организация познавательной деятельности |
|||
• Вовлекает учащихся в беседу по вопросам к упр. 275 в учебнике. • Организует работу в парах по заданию к упр. 276 в учебнике. • Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 166 в рабочей тетради. • Предлагает самостоятельно выполнить задание к упр. 277 в учебнике. • Создаёт условия для составления текста на предложенную тему по заданию к упр. 278 в учебнике. |
• Включаются в обсуждение. Выразительно читают диалог. Объясняют выбранный к тексту заголовок. Находят и обсуждают сочетания слов, употреблённые в тексте. Подбирают синонимичные выражения, объясняют значение фразеологизма. Обсуждают уместность употребления слов в разговорной и литературной речи. • Читают задание. Выбирают диалог. Распределяют роли. Обсуждают и подбирают содержание. Инсценируют в классе. Выслушивают, высказывают оценочные суждения. Отмечают наиболее содержательные и интересные диалоги. • Читают задание. Определяют последовательность действий. Выполняют задание самостоятельно. В парах проверяют, правильно ли вставили пропущенные буквы. Называют многозначные слова, употреблённые в переносном значении. • Читают задание. Списывают текст. Проводят самопроверку — соотносят с образцом. Включаются в диалог по содержанию текста по вопросам к упражнению. Обсуждают литературные слова и выражения, выбранные для пейзажной зарисовки. • Рассматривают репродукцию картины. Делятся впечатлениями. Читают текст И. Долгополова. Анализируют содержание по вопросам. Читают название будущего текста, определяют тему, главную мысль. Выделяют объекты для описания — сосны, небо, полевая дорога, придорожная трава, цветы. Подбирают слова и выражения. Обсуждают в классе. Составляют устный текст по данной теме. Представляют в классе. Выслушивают оценочные суждения. Вносят изменения, дополнения. Записывают текст в тетрадь. Проводят самопроверку — соответствует ли текст теме и главной мысли, удалось ли передать свои впечатления от картины полно, понятно и выразительно, проверяют написание слов с изученными орфограммами. |
||
Подведение итогов |
|||
• Вовлекает учащихся в беседу. Предлагает обсудить практическую значимость изучаемой темы, привести примеры, где знания и умения по теме могут быть использованы. |
• Высказывают и обосновывают свои мнения. |
||
Дополнительный материал: Сборник диктантов и самостоятельных работ (работа над словом, словосочетанием, предложением, текстом, задания 1, 2, с. 150). |
|||
Диагностика достижения планируемых результатов: выполнить задание к упр. 167 в рабочей тетради. |
|||
Дополнительные творческие задания: составить монолог от имени одного из персонажей из упр. 276 в учебнике. |
|||
Самоанализ |
|||
Достижения |
Сложности |
Предложения |
|