Лексическое значение слова. Слово и его значение

Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков

Лексическое значение слова. Слово и его значение

Урок № 21


Тема: Лексическое значение слова. Слово и его значение.

Тип: изучение нового материала.

Задачи:

• развивать умение определять слова по их лексическому значению;

• формировать умение распознавать современные слова и слова, вышедшие из употребления;

• развивать умение работать с различными словарями.

Планируемые результаты

Предметные:

• анализировать высказывания о русском языке;

• выявлять слова, значение которых требует уточнения;

• определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

Метапредметные:

• понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

• работать с различными словарями;

• искать нужную информацию в словарных статьях;

• перерабатывать и представлять информацию;

• выслушивать и принимать разные точки зрения.

Личностные:

• уважительно относиться к русскому языку, испытывать чувство гордости за свою Родину, российский народ.

Межпредметные связи: чтение (обогащение словарного запаса).

Ресурсы урока: учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; рабочая программа.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

• Предлагает послушать высказывания известных людей, объяснить, как поняли их смысл, поделиться высказываниями, которые записали в свой дневник мудрых мыслей, если такой ведётся.

«Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей». (М. Горький)

«Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых,— для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения». (К. Паустовский)

• Просит предположить, чему будет посвящён следующий изучаемый раздел, проверить себя по учебнику.

• Предлагает рассмотреть планируемые результаты изучения раздела на с. 41 в учебнике.

• Просит назвать тему, определить учебную задачу урока.

• Выслушивают высказывания. Рассуждают, уточняя их смысл.

• Находят содержание на с. 159 учебника, проверяют высказанные предположения.

• Находят в учебнике с. 41, определяют, что узнают в результате изучения раздела, чему будут продолжать учиться.

• Формулируют тему и учебную задачу урока.

Актуализация необходимых знаний

• Организует работу в парах по заданию к упр. 58 в учебнике. Нацеливает на уточнение понятия «лексическое значение слова», на поиск необходимой информации в толковых словарях.

• Читают задание в парах, называют предметы. Выделяют предметы, которые затрудняются назвать, потому что они вышли из употребления. Объясняют, как можно проверить написание слов по орфографическому словарю. Проверяют и записывают.

Организация познавательной деятельности

• Создаёт условия для работы в парах по заданию упр. 58 в рабочей тетради.

• Организует работу в парах по заданию к упр. 59 в учебнике — определить слово по лексическому значению.

• Предлагает в парах обсудить и выполнить задание к упр. 61 в учебнике. Нацеливает на различение современных слов и слов, вышедших из употребления.

• Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по выбору — упр. 60 или упр. 61 в рабочей тетради.

• Предлагает выполнить задание к упр. 62 в учебнике. Знакомит со словарём иностранных слов в учебнике на с. 158.

• Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию к упр. 63 в учебнике.

• Предлагает выполнить задание к упр. 60 в учебнике, найти и представить дополнительную информацию о происхождении слова библиотека, помещённую в рубрике «Страничка для любознательных» в учебнике на с. 44.

• Предлагает рассмотреть домашнее задание — упр. 59 в рабочей тетради.

• Читают и выполняют задание в парах. При необходимости обращаются за помощью к одноклассникам. Делают вывод, что сочетание звуков считается словом, если имеет лексическое значение.

• Читают лексическое значение слова, называют предмет. Записывают, подчёркивают буквы, написание которых нужно запомнить. Проводят взаимопроверку.

• Читают слова, рассуждают, какие слова вышли из употребления, а какие — появились в современном словаре. Вспоминают, как расположить слова по алфавиту. Записывают. Проводят взаимопроверку.

• Читают и выбирают упражнение. Выполняют самостоятельно. При необходимости обращаются за помощью или задают уточняющие вопросы. По окончании проводят самопроверку.

• Читают и выполняют задание. Самостоятельно работают со словарём иностранных слов. Проводят самопроверку.

• Читают задание. Самостоятельно работают со словарём иностранных слов в учебнике. Представляют полученные результаты.

• Читают стихотворение. Находят значение слова библиотека в толковом словаре и в рубрике «Страничка для любознательных». Представляют сообщение. Составляют и зачитывают текст на одну из выбранных тем.

• Читают задание. Комментируют порядок выполнения.

Подведение итогов

• Вовлекает учащихся в беседу. Предлагает обсудить практическую значимость изучаемой темы, привести примеры случаев, когда знания и умения по теме могут быть использованы.

• Высказывают и обосновывают свои мнения.

Дополнительный материал: Сборник диктантов и самостоятельных работ (орфографические минутки, с. 112, задание 1).

Диагностика достижения планируемых результатов: прочитать группы слов, списать, подчеркнуть лишнее.

1. Автомобиль, трамвай, трактор, телевизор.

2. Суффикс, подлежащее, окончание, приставка.

3. Гитара, скрипка, музыка, балалайка.

4. Молоток, чайник, топор, клещи, лопата.

5. Жёлтый, золотой, лимонный, янтарный, горький.

Дополнительные творческие задания: выполнить упр. 63 в рабочей тетради. Составить текст на любую тему, включив в него пять — семь слов, вышедших из активного употребления.

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения















Для любых предложений по сайту: [email protected]