Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков
Лексическое значение слова. Слово и его значение - Урок 2
Урок № 22
Тема: Лексическое значение слова. Слово и его значение. |
Тип: изучение нового материала. |
||
Задачи: • развивать умение определять лексическое значение слов по толковому словарю; • учить распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении; • учить употреблять в речи слова в прямом и переносном значении. |
|||
Планируемые результаты |
|||
Предметные: • определять значение слова, пользуясь толковым словарём; • распознавать однозначные и многозначные слова; • распознавать слова в прямом и переносном значении; • анализировать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении; • употреблять в тексте слова в прямом и переносном значении. |
Метапредметные: • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; • работать с разными словарями; • составлять план действий согласно поставленной задаче; • выполнять действия по плану; • проводить самопроверку и самооценку; • проявлять активность во взаимодействии для решения поставленных задач. |
Личностные: • уважительно относиться к истории родного края, своего народа. |
|
Межпредметные связи: чтение (обогащение словарного запаса). |
|||
Ресурсы урока: учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; рабочая программа. |
|||
Ход урока |
|||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
||
Мотивация познавательной деятельности |
|||
• Предлагает послушать рассказ, определить, о каком слове идёт речь, уточнить, где можно проверить своё предположение. Раньше в каждую тетрадь вкладывали листок мягкой бумаги. Им дети промокали непросохшие чернила или кляксы. Такой листок назывался ... . Бумага для промокания исчезла, а вместе с ней исчезло интересное слово. • Предлагает назвать другие слова на тему «Школа». • Просит назвать тему урока, помогает сформулировать учебную задачу. |
• Слушают текст. Предполагают, что речь идёт о промокашке. В современной школе этот предмет уже не используется, слово вышло из активного употребления. Говорят о том, что можно проверить по толковому словарю. • Приводят примеры. • Называют тему, определяют учебную задачу — учиться находить лексическое значение слов, обогащать свою речь новыми словами. |
||
Актуализация необходимых знаний |
|||
• Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию к упр. 64 в учебнике. |
• Читают и выполняют задание. Проводят самопроверку написания слов. |
||
Организация познавательной деятельности |
|||
• Создаёт условия для работы в парах по заданию к упр. 64 в рабочей тетради. • Предлагает прослушать стихотворение А. Шибаева, определить значение повторяющегося слова. Нацеливает на определение однозначности и многозначности слов. И солнце играет (Лучами на речке), И кошка играет (Клубком на крылечке), И Женя играет (Есть кукла у Жени), И мама играет (В театре на сцене), И папа играет (На медной трубе), И дедушка (с внуком) Играет (в избе). • Создаёт условия для работы в парах по заданию к упр. 65 в учебнике. • Организует наблюдение за употреблением многозначных слов в прямом и переносном значении в упр. 66 в учебнике. • Предлагает выполнить упр. 67 в учебнике. Обращает внимание на то, какие слова и выражения автор использует для описания листопада. • Предлагает выполнить творческое задание — упр. 68 в учебнике, спланировать свои действия. • Обращает внимание на домашнее задание — упр. 62 в рабочей тетради. |
• Читают задание в парах. Определяют слово по лексическому значению. Доказывают правильность сделанного выбора. • Слушают стихотворение. Называют повторяющееся слово играть, определяют его значения. Делают вывод о том, что это слово многозначное. Проверяют вывод по словарю. Вспоминают, что слова могут быть однозначными и многозначными. • Читают и выполняют задание — находят однозначные и многозначные слова. Обсуждают в парах. • Читают словосочетания, сравнивают, называют, какие слова употреблены в прямом, а какие — в переносном значении. Обосновывают своё мнение. • Читают задание. Определяют последовательность действий. Выполняют задание. По окончании обсуждают выбранный заголовок, называют слова, которые автор употребил в переносном значении. • Читают задание. Планируют, как можно подготовиться к описанию: вспомнить, какой листопад видели осенью; подумать, с чем можно сравнить опавшие осенние листья, какие звуки слышали; подобрать слова и выражения, которые помогут описать листопад и передать своё отношение к нему. Составляют текст, пересказывают, корректируют, записывают в тетрадь. Проводят самопроверку. По желанию читают сочинения в классе. Оценивают работы друг друга. • Читают задание. Комментируют выполнение. |
||
Подведение итогов |
|||
• Предлагает оценить результаты деятельности на уроке, определить, чему планировали учиться и чему научились, когда и где могут пригодиться полученные знания. |
• Соотносят поставленную учебную задачу с результатами урока, делают выводы. |
||
Дополнительный материал: Сборник диктантов и самостоятельных работ (орфографические минутки, с. 113, задание 9). |
|||
Диагностика достижения планируемых результатов: выполнить упр. 65 в рабочей тетради. |
|||
Дополнительные творческие задания: составить текст «Приключение осеннего листа», используя слова в переносном значении. |
|||
Самоанализ |
|||
Достижения |
Сложности |
Предложения |
|