Лексическое значение слова. Слово и его значение - Урок 2

Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков

Лексическое значение слова. Слово и его значение - Урок 2

Урок № 22


Тема: Лексическое значение слова. Слово и его значение.

Тип: изучение нового материала.

Задачи:

• развивать умение определять лексическое значение слов по толковому словарю;

• учить распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении;

• учить употреблять в речи слова в прямом и переносном значении.

Планируемые результаты

Предметные:

• определять значение слова, пользуясь толковым словарём;

• распознавать однозначные и многозначные слова;

• распознавать слова в прямом и переносном значении;

• анализировать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении;

• употреблять в тексте слова в прямом и переносном значении.

Метапредметные:

• понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

• работать с разными словарями;

• составлять план действий согласно поставленной задаче;

• выполнять действия по плану;

• проводить самопроверку и самооценку;

• проявлять активность во взаимодействии для решения поставленных задач.

Личностные:

• уважительно относиться к истории родного края, своего народа.

Межпредметные связи: чтение (обогащение словарного запаса).

Ресурсы урока: учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; рабочая программа.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

• Предлагает послушать рассказ, определить, о каком слове идёт речь, уточнить, где можно проверить своё предположение.

Раньше в каждую тетрадь вкладывали листок мягкой бумаги. Им дети промокали непросохшие чернила или кляксы. Такой листок назывался ... .

Бумага для промокания исчезла, а вместе с ней исчезло интересное слово.

• Предлагает назвать другие слова на тему «Школа».

• Просит назвать тему урока, помогает сформулировать учебную задачу.

• Слушают текст. Предполагают, что речь идёт о промокашке. В современной школе этот предмет уже не используется, слово вышло из активного употребления. Говорят о том, что можно проверить по толковому словарю.

• Приводят примеры.

• Называют тему, определяют учебную задачу — учиться находить лексическое значение слов, обогащать свою речь новыми словами.

Актуализация необходимых знаний

• Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию к упр. 64 в учебнике.

• Читают и выполняют задание. Проводят самопроверку написания слов.

Организация познавательной деятельности

• Создаёт условия для работы в парах по заданию к упр. 64 в рабочей тетради.

• Предлагает прослушать стихотворение А. Шибаева, определить значение повторяющегося слова. Нацеливает на определение однозначности и многозначности слов.

И солнце играет (Лучами на речке),

И кошка играет (Клубком на крылечке),

И Женя играет (Есть кукла у Жени),

И мама играет (В театре на сцене),

И папа играет (На медной трубе),

И дедушка (с внуком)

Играет (в избе).

• Создаёт условия для работы в парах по заданию к упр. 65 в учебнике.

• Организует наблюдение за употреблением многозначных слов в прямом и переносном значении в упр. 66 в учебнике.

• Предлагает выполнить упр. 67 в учебнике. Обращает внимание на то, какие слова и выражения автор использует для описания листопада.

• Предлагает выполнить творческое задание — упр. 68 в учебнике, спланировать свои действия.

• Обращает внимание на домашнее задание — упр. 62 в рабочей тетради.

• Читают задание в парах. Определяют слово по лексическому значению. Доказывают правильность сделанного выбора.

• Слушают стихотворение. Называют повторяющееся слово играть, определяют его значения. Делают вывод о том, что это слово многозначное. Проверяют вывод по словарю. Вспоминают, что слова могут быть однозначными и многозначными.

• Читают и выполняют задание — находят однозначные и многозначные слова. Обсуждают в парах.

• Читают словосочетания, сравнивают, называют, какие слова употреблены в прямом, а какие — в переносном значении. Обосновывают своё мнение.

• Читают задание. Определяют последовательность действий. Выполняют задание. По окончании обсуждают выбранный заголовок, называют слова, которые автор употребил в переносном значении.

• Читают задание. Планируют, как можно подготовиться к описанию: вспомнить, какой листопад видели осенью; подумать, с чем можно сравнить опавшие осенние листья, какие звуки слышали; подобрать слова и выражения, которые помогут описать листопад и передать своё отношение к нему. Составляют текст, пересказывают, корректируют, записывают в тетрадь. Проводят самопроверку. По желанию читают сочинения в классе. Оценивают работы друг друга.

• Читают задание. Комментируют выполнение.

Подведение итогов

• Предлагает оценить результаты деятельности на уроке, определить, чему планировали учиться и чему научились, когда и где могут пригодиться полученные знания.

• Соотносят поставленную учебную задачу с результатами урока, делают выводы.

Дополнительный материал: Сборник диктантов и самостоятельных работ (орфографические минутки, с. 113, задание 9).

Диагностика достижения планируемых результатов: выполнить упр. 65 в рабочей тетради.

Дополнительные творческие задания: составить текст «Приключение осеннего листа», используя слова в переносном значении.

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения















Для любых предложений по сайту: [email protected]