Состав слова. Значимые части слова

Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков

Состав слова. Значимые части слова

Урок № 25


Тема: Состав слова. Значимые части слова.

Тип: изучение нового материала.

Задачи:

• создать условия для обобщения знаний о значимых частях слова;

• уточнить признаки однокоренных слов;

• учить различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, однокоренные слова и слова-синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.

Планируемые результаты

Предметные:

• различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;

• различать однокоренные слова и слова-синонимы;

• различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.

Метапредметные:

• понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

• объединять слова в группу по общему признаку, обнаруживать лишнее слово;

• анализировать информацию, представленную в таблице;

• составлять и представлять сообщение по материалам таблицы.

Личностные:

• проявлять интерес к изучаемому предмету.

Межпредметные связи: чтение, окружающий мир (составление сообщения по таблице).

Ресурсы урока: учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; рабочая программа.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

• Осуществляет подготовку учащихся и проводит зрительный диктант.

Почему их так называют?

Пескарь по песчаному дну ползает. Голавль — головастый. Краснопёрка — с красными плавничками-пёрышками. Ну, а вьюн — и взаправду вьюн.

(Н. Сладков)

• Предлагает выяснить, почему же рыбы так названы, что можно сказать об этих словах, все ли они являются однокоренными.

• Помогает сформулировать тему и учебную задачу.

• Читают текст диктанта, проводят его лексико-орфографический разбор. Записывают текст под диктовку учителя. После записи сверяют с образцом, осуществляют самопроверку и самооценку.

• Рассуждают о том, что названия рыб связаны с местом обитания, внешним строением рыбы или с её повадками. Затрудняются ответить на вопрос, все ли слова являются однокоренными.

• Предполагают название изучаемой темы. Проверяют себя по учебнику (с. 51). Ставят учебную задачу — вспомнить значимые части слова, учиться распознавать однокоренные слова.

Актуализация необходимых знаний

• Организует наблюдение за однокоренными словами и разными формами одного и того же слова по заданию к упр. 77 в учебнике.

• Задание повышенного уровня сложности (может быть использовано как проблемное для самостоятельной работы в классах с высоким уровнем обученности или в групповой работе с учащимися со средним уровнем обученности).

Разделить слова на группы: в одну группы выпишите слова, родственные слову мире, в другую — формы слова море. Будьте внимательны: в списке есть лишние слова.

Моряк, морской, морем, морщинка, морж, о море, приморский, уморительный, к морю, мордочка, у моря.

• Читают отрывок из сказки, называют сказку. Уточняют признаки однокоренных слов, находят однокоренные слова в тексте, выделяют корень. Доказывают правильность выбора на основе названных признаков. Сравнивают выделенные слова: пристань — с пристани. Делают вывод, что это не однокоренные слова, а разные формы одного и того же слова.

• Выполняют задание. Обосновывают свой выбор распределения слов по группам.

Организация познавательной деятельности

• Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 78 в учебнике. Предлагает выбрать форму работы — индивидуально или в парах.

• Предлагает выполнить задание к упр. 76 в рабочей тетради.

• Организует деятельность учащихся в парах по заданию к упр. 77 в рабочей тетради.

• Предлагает выполнить задание к упр. 78 в рабочей тетради.

• Создаёт условия для выполнения задания к упр. 79 в учебнике — составить сообщение по информации, представленной в таблице.

• Предлагает домашнее задание — упр. 77 в рабочей тетради: составить другие слова с этими же корнями.

• Читают задание. Выбирают форму работы. По окончании представляют полученные результаты. Выясняют спорные вопросы.

• Читают и выполняют задание самостоятельно. По окончании проводят взаимопроверку.

• Читают задание в парах. Образуют однокоренные слова. Обсуждают возможные варианты. Обосновывают своё мнение.

• Читают задание самостоятельно. Уточняют признаки однокоренных слов. Выполняют задание, представляют полученные результаты.

• Выбирают форму работы — индивидуально, в парах, в группах. Определяют план работы над сообщением. По окончании представляют сообщения одноклассникам. Выслушивают и оценивают.

• Слушают задание. При необходимости задают уточняющие вопросы.

Подведение итогов

• Предлагает обсудить успешность/неуспешность организации деятельности на уроке при работе в парах, группе.

• Высказывают мнения. Делают выводы.

Дополнительный материал: Сборник диктантов и самостоятельных работ (выборочные диктанты, с. 119).

Диагностика достижения планируемых результатов: выполнить задания.

1. Закончить предложения.

Главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов, называется ... .

Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении и образует форму слова, называется ... .

Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов, называется ... .

Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов, называется ... .

Часть слова без окончания называется ... .

2. Указать, в какой строке все слова являются однокоренными.

а) Звук, звучный, отзвучали.

б) Повар, варить, варежка.

в) Смешинка, насмешить, мешок.

г) Горе, горевать, горный.

3. Образовать по одному слову с указанным корнем.

а) Свет — ...

б) Бег — ...

в) Дар — ...

г) Лист — ...

Дополнительные творческие задания: придумать сказку о семье однокоренных слов с корнем -дар-.

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения















Для любых предложений по сайту: [email protected]