Лексическое значение слова. Фразеологизмы

Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков

Лексическое значение слова. Фразеологизмы

Урок № 24


Тема: Лексическое значение слова. Фразеологизмы.

Тип: изучение нового материала.

Задачи:

• развивать умение находить фразеологизмы в тексте и в предложении, объяснять их значение;

• учить работать с фразеологическим словарём;

• развивать умение употреблять фразеологизмы в речи.

Планируемые результаты

Предметные:

• определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;

• находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение;

• работать с фразеологическим словарём;

• оценивать уместность употребления фразеологизмов в тексте;

• составлять текст по рисунку и фразеологизму.

Метапредметные:

• понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

• находить информацию в словаре;

• вести диалог в процессе решения поставленных задач;

• адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих при разных формах работы.

Личностные:

• осознавать важность различных форм учебного сотрудничества.

Межпредметные связи: чтение (обогащение словарного запаса).

Ресурсы урока: учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; рабочая программа.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

• Читает отрывок из «Дневника фокса Микки» (упр. 74 в учебнике). Просит определить, что в этом тексте показалось забавным, как называется устойчивое выражение, которое вызвало удивление собаки, найти тему урока в учебнике, поставить учебную задачу.

• Слушают чтение учителя. Выделяют выражение глаза на лоб полезли, объясняют его значение, уточняют название — фразеологизм. Находят в учебнике с. 49, проверяют высказанное предположение. Читают название темы, ставят учебную задачу — учиться находить фразеологизмы и употреблять их в речи.

Актуализация необходимых знаний

• Предлагает прослушать текст, найти другие фразеологизмы о глазах, объяснить их значение, определить роль фразеологизмов в тексте.

Чтобы вырасти в глазах другого человека, вовсе не нужно строить глазки и есть его глазами. Иначе вы можете намозолить глаза. И тогда человек, у которого глаз намётан, сверкнёт глазами и скажет: «С глаз долой!»

• Слушают чтение учителя, называют фразеологизмы, объясняют их смысл. Пробуют заменить их обычными словами. Делают вывод о том, что фразеологические обороты делают речь выразительнее, более точно передают смысл.

Организация познавательной деятельности

• Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 73 в рабочей тетради. Знакомит со словарём фразеологизмов в учебнике.

• Предлагает выполнить задание к упр. 74 в рабочей тетради, по желанию составить несколько предложений с любым из фразеологизмов.

• Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию к упр. 75 в рабочей тетради. Предлагает выбрать форму работы — индивидуально или в парах.

• Предлагает в парах выполнить задание к упр. 75 в учебнике. Просит сравнить значение фразеологизмов во весь дух и во весь опор, обратиться к рубрике «Страничка для любознательных».

• Создаёт условия для выполнения задания к упр. 76 в учебнике.

• Домашнее задание — выписать из словарной статьи толкового словаря С. И. Ожегова фразеологизмы со словом ухо, составить предложение с любым из них.

• Читают и выполняют задание самостоятельно. Читают составленные предложения с фразеологизмами. Отмечают наиболее удачные варианты.

• Читают и выполняют задание самостоятельно. Составляют предложение, используя фразеологизм. По желанию продолжают текст: второе предложение на основе первого.

• Читают задание. Выбирают форму работы. Вписывают пропущенные фразеологизмы. Представляют готовый текст.

• Читают предложения. Определяют значение фразеологизмов по тексту. Находят фразеологизмы-антонимы: во весь дух — черепашьим шагом. Доказывают синонимичность фразеологизмов во весь дух и во весь опор, опираясь на информацию на с. 49 в учебнике.

• Читают задание. Соотносят фразеологизмы и рисунки. По желанию составляют предложение или рассказ, используя любой из фразеологизмов.

• Слушают домашнее задание. При необходимости уточняют информацию.

Подведение итогов

• Предлагает оценить свою деятельность на уроке, составить текст, используя нужные фразеологизмы.

Сидеть сложа руки, бить баклуши, работать не покладая рук, лодыря гонять, засучив рукава, от зари до зари, ворон считать, до седьмого пота, не щадя сил.

• Выбирают фразеологизмы со значением «трудиться» или «бездельничать», составляют и представляют тексты.

Дополнительный материал: ГЛАЗАРИЯ, или ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ВЫРАЖЕНИЯМИ О ГЛАЗАХ.

1. Если у вас глаза загорелись (очень захотелось чего-то) или глаза разбегаются (не можете остановиться на чём-то одном), а то и совсем глаза на лоб лезут (изумлены), то успокойтесь и не раскидывайте глаз (не глазейте по сторонам). В этом удивительном мире ещё не то можно увидеть!

2. Чтобы вырасти в чьих-то глазах (заслужить уважение другого человека), вовсе не нужно строить глазки (кокетничать), лезть на глаза (стараться обратить на себя внимание) и есть его глазами (подобострастно смотреть). Иначе вы можете намозолить глаза (надоесть). И человек, у которого глаз набит или намётан (опытный), смерит вас глазами (оценивающе посмотрит), сверкнёт глазами (рассердится) и скажет: «С глаз долой!» (прогонит).

3. Если кто-то захочет пустить вам пыль в глаза (составить о себе ложное впечатление), или начнёт стрелять глазами (игриво поглядывать), или даже замазывать вам глаза (обманывать), то не надо хлопать глазами (бездействовать). Посмотрите правде в глаза (трезво оцените его) и, не моргнув глазом, скажите ему в глаза (открыто): «У вас дурной глаз» (взгляд злого, недоброжелательного человека, вызывающий у других болезни, несчастья).

4. Когда вам попадётся на глаза (неожиданно встретится) человек, который с безумных глаз (возбуждённый) идёт куда глаза глядят (куда попало), и к тому же у него глаза на мокром месте (часто плачет), не прячьте глаз (не отворачивайтесь). Помогите ему, сделайте что-нибудь ради прекрасных глаз (из чувства симпатии).

Стоит вам освоить эти правила и, главное, запомнить, что глаза — это зеркало души, как тут же наступит отличное настроение, или полная глазария.

(По материалам журнала «Трамвай», 1990 г.)

Диагностика достижения планируемых результатов: подобрать к фразеологизму слово-синоним.

Бросить взгляд, завязать дружбу, пустить корни, поднять на смех, на скорую руку, надуть губы, оставить в дураках, клевать носом, пускать пыль в глаза.

Слова: взглянуть, подружиться, обосноваться, высмеять, наспех, обидеться, обмануть, дремать, обманывать.

Дополнительные творческие задания: подобрать фразеологизмы, составить с ними текст.

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения















Для любых предложений по сайту: [email protected]