Состав слова. Значимые части слова - Урок 3

Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков

Состав слова. Значимые части слова - Урок 3

Урок № 27


Тема: Состав слова. Значимые части слова.

Тип: повторение изученного материала

Задачи:

• развивать умение изменять слова для связи слов в словосочетании и в предложении; опорой на памятку;

• формировать умение разбирать слова по составу с

• учить подбирать слова заданного состава.

Планируемые результаты

Предметные:

• объяснять значение слова, роль и значение суффиксов и приставок;

• образовывать слова при помощи суффиксов и приставок;

• объяснять роль окончания в слове;

• различать однокоренные слова и форму слова;

• выполнять разбор слова с опорой на памятку «Разбор слова по составу».

Метапредметные:

• понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

• адекватно оценивать свои умения по изучаемой теме;

• выбирать уровень выполнения работы в соответствии с уровнем сформированности умений;

• проводить самооценку, делать выводы.

Личностные:

• выявлять причины успешности/неуспешности учебной деятельности.

Межпредметные связи: чтение (работа с памяткой).

Ресурсы урока: учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; рабочая программа.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Актуализация необходимых знаний

• Предлагает выполнить задание на выбор — базового или повышенного уровня сложности, оценить результаты изучения темы.

Базовый уровень. Прочитать утверждения, выбрать и отметить верные утверждения.

[ ] Слово может состоять из корня и окончания.

[ ] Слово может состоять из приставки и суффикса.

[ ] Слово может состоять из приставки, корня, суффикса и окончания.

[ ] Слово может состоять из приставки, суффикса и окончания.

Повышенный уровень. Прочитать утверждения, выбрать и отметить верные утверждения. Подчеркнуть слова, которые доказывают правильность выбора. По возможности записать свои примеры.

[ ] В слове может не быть окончания. Например: городок, пальто, дно, кенгуру, ...

[ ] В слове может не быть суффикса. Например: стена, лесник, зонтик, лопата, ...

[ ] В слове может не быть приставки. Например: пень, полёт, ключик, выход, ...

[ ] В слове может не быть корня. Например: поход, лётчик, мяукать, льдина, ...

• Читают и самостоятельно выбирают задание в зависимости от уровня усвоения изучаемой темы. По окончании представляют и обсуждают полученные результаты. На основе обсуждения проводят самооценку. Выявляют затруднения.

Мотивация познавательной деятельности

• Просит уточнить тему, помогает сформулировать учебную задачу на основе результатов выполнения тестовой работы.

• Вспоминают название изучаемой темы, определяют учебную задачу — учиться выделять в слове значимые части, разбирать слова по составу.

Организация познавательной деятельности

• Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 83 в учебнике.

• Предлагает выполнить задание на выбор — базового или повышенного уровня.

Базовый уровень. Найти слово, которое не изменяется.

Окно, небо, пальто, зеркало.

Повышенный уровень. Записать слова в две группы: в первую группу — слова, у которых есть окончание, во вторую — слова, у которых нет окончания.

Метро, дно, кино, пальто, пианино, чучело, добро, золото.

• Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 84 в учебнике — нацеливает на вывод о том, что окончания служат для связи слов в словосочетании и в предложении.

• Предлагает в группах выполнить задание повышенной сложности — прочитать ряды слов, записать название каждого ряда и назвать части слова, которыми различаются слова в ряду.

1. Школа, школы, школе, школу, школой.

2. Школа, школьный, школьник, дошкольник.

• Предлагает задание по выбору — упр. 82 или упр. 83 в рабочей тетради.

• Организует работу по заданию к упр. 84 в рабочей тетради с опорой на памятку «Разбор слова по составу».

• Предлагает рассмотреть домашнее задание — упр. 85 в учебнике.

• Читают задание. Планируют деятельность. По окончании работы рассказывают, как находили окончания в словах первого предложения.

• Читают задания. Делают выбор. По окончании работы проводят самопроверку и самооценку.

• Читают задание. Комментируют порядок выполнения. По окончании работы делают вывод о роли окончания.

• Распределяются на группы. Обсуждают и выполняют задание. Делают вывод, что в первой группе находятся формы слова школа, слова отличаются окончаниями, а во второй группе — родственные слова, они различаются суффиксами и приставкой.

• Читают задания. Делают выбор. Выполняют задание самостоятельно. По завершении работы проводят взаимопроверку.

• Читают задание. Уточняют, что нужно знать, чтобы его выполнить. Обращаются к памятке в учебнике на с. 148. Комментируют действия при разборе слов по составу. Выполняют задание — соотносят слова с данными схемами.

• Читают задание. При необходимости задают вопросы.

Подведение итогов

• Инициирует обсуждение выбора учащимися задания базового или повышенного уровня, предлагает соотнести сделанный выбор и результат выполнения, сделать выводы.

• Объясняют, почему сделали такой выбор, проводят самооценку.

Дополнительный материал: Сборник диктантов и самостоятельных работ (работа по словообразованию, с. 119, задание 1).

Диагностика достижения планируемых результатов: разобрать слова по составу с опорой на памятку. Голодный, цветок, зимний, волки, подберёзовики.

Дополнительные творческие задания: составить текст-рассуждение на любую из тем: «Почему я выбираю трудные задания» или «Почему я выбираю лёгкие задания».

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения















Для любых предложений по сайту: [email protected]