Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков
Состав слова. Значимые части слова - Урок 4
Урок № 28
Тема: Состав слова. Значимые части слова. |
Тип: повторение изученного материала. |
||
Задачи: • содействовать формированию умения разбирать слова по составу; • развивать умение выбирать из предложенного списка слова, соответствующие заданной схеме; • развивать умение работать с текстом: определять тему и главную мысль, подбирать заголовок, выделять части текста. |
|||
Планируемые результаты |
|||
Предметные: • различать приставки и суффиксы как части слова, образующие новые слова; • устанавливать наличие в слове определённой морфемы; • разбирать слова по составу; • подбирать слова к данным схемам. |
Метапредметные: • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; • определять последовательность действий при составлении памятки по разбору слова по составу; • проводить самопроверку — соотносить с образцом; • моделировать слова. |
Личностные: • проявлять навыки сотрудничества, уважительное отношение к окружающим. |
|
Межпредметные связи: чтение (работа с текстом). |
|||
Ресурсы урока: учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; рабочая программа. |
|||
Ход урока |
|||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
||
Мотивация познавательной деятельности |
|||
• Предлагает на листе самооценки отметить сформированности умений по изучаемой теме: [ ] умею различать корень как главную часть слова; [ ] умею различать окончание как часть слова, изменяющую форму слова; [ ] умею различать суффикс и приставку как части слова, образующие новые слова; [ ] умею находить в слове корень, суффикс, приставку, окончание; [ ] умею из ряда предложенных слов выбирать слова, подходящие к данной схеме. |
• Проводят самооценку. Анализируют, чему научились, чему ещё следует учиться. Уточняют изучаемую тему: «Состав слова. Значимые части слова», ставят учебную задачу. |
||
Актуализация необходимых знаний |
|||
• Организует групповую деятельность учащихся по заданию — самостоятельно составить памятку для разбора слова по составу. (В зависимости от уровня обученности учащихся возможны варианты: составить самостоятельно или расположить в нужном порядке заданные действия.) |
• Объединяются в группы. Определяют последовательность действий при разборе слова по составу. Выполняют самопроверку — соотносят полученный результат с памяткой на с. 148 в учебнике. |
||
Организация познавательной деятельности |
|||
• Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся в парах по заданию к упр. 86 в рабочей тетради. • Предлагает выполнить задание к упр. 86 в учебнике. • Организует самостоятельную работу по заданию к упр. 85 в рабочей тетради. Предлагает выбрать форму работы — индивидуально или в парах. • Создаёт условия для самостоятельной индивидуальной деятельности учащихся по заданию к упр. 88 в учебнике. • Предлагает самостоятельно выполнить задание к упр. 87 в учебнике. • Предлагает рассмотреть задание к упр. 88 в учебнике. Дома подобрать по три слова к каждой схеме, которые не были использованы на уроке. |
• Читают задание. При выполнении комментируют действия в парах. При необходимости обращаются к памятке. • Читают и выполняют задание самостоятельно. По окончании обосновывают правильность выполнения задания. • Читают задание. Выбирают форму работы. Комментируют действия по выполнению задания. По окончании представляют и обсуждают полученные результаты. • Читают задание самостоятельно. Подбирают слова к данным схемам, выделяют значимые части слова. По окончании работы доказывают правильность выполнения задания. • Читают задание. Планируют последовательность действий: определить тему и главную мысль текста, подобрать заголовок, разделить текст на части; записать текст, вставляя пропущенные буквы, выделить в глаголах приставки, найти два слова, соответствующие данным схемам. После выполнения работы обсуждают возникшие затруднения. Получают разъяснения от одноклассников. • Возвращаются к заданию упражнения. Записывают домашнее задание. |
||
Подведение итогов |
|||
• Предлагает вернуться к листу самооценки, заполненному в начале урока, сравнить, чему планировали учиться и чему научились, какими умениями овладели, выделить возникшие затруднения, определить достижения. |
• Анализируют результаты изучения темы. Выявляют причины успешности/не- успешности учебной деятельности. |
||
Дополнительный материал: Сборник диктантов и самостоятельных работ (работа по словообразованию, с. 119, задание 2, 3). |
|||
Диагностика достижения планируемых результатов: выполнить задания базового или повышенного уровня сложности на выбор. Базовый уровень. Задание 1. Найти слово, в котором есть приставка по-. Поляна, погода, поход, почтовый. Задание 2. Выбрать схему, которая соответствует слову полоска. а) (приставка, корень, суффикс, окончание). б) (корень, суффикс, окончание). в) (приставка, корень, окончание). г) (корень, окончание). Повышенный уровень. Задание 1. Какие ещё части слова, кроме корня, есть в слове поясок? Привести два примера слов с таким же составом. а) Суффикс и окончание. б) Приставка и окончание. в) Приставка, суффикс и окончание. г) Других частей слова нет. Задание 2. Указать ряд, в котором слова расположены в такой последовательности: 1) корень, окончание; 2) корень, суффикс, окончание; 3) приставка, корень, суффикс, окончание. а) Рука, холодный, облачный. б) Морозы, уроки, находка. в) Книга, зонтики, посадка. г) Пальто, морозный, забота. |
|||
Дополнительные творческие задания: составить текст задания для своих одноклассников по изученной теме. |
|||
Самоанализ |
|||
Достижения |
Сложности |
Предложения |
|