Текст и его план

Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков

Текст и его план

Урок № 2


Тема: Текст и его план.

Тип: повторение изученного материала.

Задачи:

• уточнять и обобщать признаки текста;

• обучать составлению плана текста;

• развивать умение устно пересказывать текст по частям.

Планируемые результаты

Предметные:

• определять тему и главную мысль текста;

• подбирать заголовок к тексту;

• соотносить заголовок и текст;

• выделять части текста;

• составлять план текста.

Метапредметные:

• обобщать, делать выводы;

• строить монологическое высказывание;

• обосновывать своё мнение;

• выслушивать и оценивать мнение одноклассников;

• оценивать результаты своей работы.

Личностные:

• осознавать ценность и значимость своей Родины и малой родины.

Межпредметные связи: чтение (работа над текстом: определение темы, главной мысли, составление плана)

Ресурсы урока: учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; рабочая программа.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

• Предлагает прочитать и объяснить смысл пословицы: «На родной стороне и камушек знаком».

• Задаёт вопрос, чтобы вывести учащихся на рассуждение: Что вам дорого в родном краю?

• Просит сделать вывод, как можно назвать монологические высказывания учащихся, нацеливает на формулирование темы урока, постановку учебной задачи. Предлагает проверить по учебнику.

• Читают пословицу, высказываются, объясняя её смысл. Делают вывод о том, что в родном краю, месте, где ты родился, всё знакомо и близко.

• Выслушивают ответы друг друга. Дополняют и комментируют.

• Делают вывод о том, что высказывания учащихся, объединённые одной темой, можно назвать текстом. Предполагают, что на уроке будут работать над текстом. Находят в учебнике с. 8, читают тему урока: «Текст и его план». Рассматривают с. 8, 9, формулируют учебную задачу — учиться работать с текстом, составлять его план.

Актуализация необходимых знаний

• Предлагает прочитать предложения в упр. 5 учебника, доказать, что данные предложения составляют текст, определить тему текста.

• После обсуждения просит выполнить последнее задание самостоятельно.

• Читают самостоятельно. Говорят о том, что предложения связаны по смыслу и объединены общей темой, поэтому их можно назвать текстом. Определяют тему — то, о чём говорится в тексте,— о берёзе.

• Читают последнее задание. Вспоминают правила списывания. Списывают текст, выделяют в словах изученные орфограммы. По окончании проводят взаимопроверку и взаимооценку.

Организация познавательной деятельности

• Предлагает выполнить задание к упр. 6 учебника, определить тему и главную мысль текста.

• Подводит промежуточные итоги. Просит обобщить, назвать признаки текста, проверить по с. 8 учебника, вспомнить, какую задачу ставили перед собой на урок, чему ещё следует учиться.

• Организует деятельность учащихся по заданиям к упр. 7 учебника. Просит прочитать задания, определить, чему будут учиться при их выполнении, назвать последовательность работы.

• По наводящим вопросам организует работу над текстом.

• Организует самостоятельную индивидуальную деятельность учащихся по заданиям к упр. 10 рабочей тетради. Предлагает спланировать работу, выполнить задание, провести самопроверку.

• Предлагает рассмотреть домашнее задание — упр. 8 в рабочей тетради.

• Читают стихотворение Е. Синицына. Уточняют, что главная мысль — это то важное, что хотел сказать автор. Называют тему — Россия. Определяют главную мысль — берегите Россию. Списывают текст. Проводят самопроверку, самооценку.

• Называют признаки текста, проверяют себя по учебнику, дополняют, корректируют ответы. Уточняют, что на уроке назвали признаки текста, планируют работать над составлением плана текста.

• Читают задания. Определяют, что будут учиться выделять тему, главную мысль текста, подбирать заголовок, составлять план, пересказывать текст по частям.

• Определяют тему — отец и сыновья, главную мысль — если жить в согласии, никакая беда не страшна, а если в раздоре — всякий одолеть может.

Делают вывод о том, что в заголовок вынесена тема текста.

Учатся составлять план текста: придумывают заголовки к каждой части. Возможный вариант:

1. Сыновья не послушались.

2. Легко сломать поодиночке.

3. Жизненная мудрость.

Пересказывают текст по частям. Выслушивают ответы одноклассников. Высказывают оценочные суждения, дают советы, что можно изменить, чтобы улучшить пересказ.

• Читают задания к упражнению. Определяют последовательность действий. Задают вопросы для уточнения информации. Работают самостоятельно. По окончании работы обсуждают полученные результаты, высказывают и обосновывают своё мнение, выполняют самопроверку.

• Читают задание к упражнению. При необходимости задают уточняющие вопросы.

Подведение итогов

• Предлагает уточнить учебную задачу, оценить, смогли ли решить её на уроке, обосновать своё мнение.

• Называют учебную задачу, уточняют, чему учились на уроке, какой материал повторили или что нового узнали, обсуждают возникшие при выполнении заданий затруднения.

Дополнительный материал: беседа на тему «Как вести диалог».

Диагностика достижения планируемых результатов: выполнить упр. 9 в рабочей тетради. Провести самопроверку, сопоставляя с образцом.

Дополнительные творческие задания: написать сочинение на тему «Почему мне дорога родина».

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения















Для любых предложений по сайту: [email protected]