Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков
Текст и его план
Урок № 2
Тема: Текст и его план. |
Тип: повторение изученного материала. |
|||
Задачи: • уточнять и обобщать признаки текста; • обучать составлению плана текста; • развивать умение устно пересказывать текст по частям. |
||||
Планируемые результаты |
||||
Предметные: • определять тему и главную мысль текста; • подбирать заголовок к тексту; • соотносить заголовок и текст; • выделять части текста; • составлять план текста. |
Метапредметные: • обобщать, делать выводы; • строить монологическое высказывание; • обосновывать своё мнение; • выслушивать и оценивать мнение одноклассников; • оценивать результаты своей работы. |
Личностные: • осознавать ценность и значимость своей Родины и малой родины. |
||
Межпредметные связи: чтение (работа над текстом: определение темы, главной мысли, составление плана) |
||||
Ресурсы урока: учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; рабочая программа. |
||||
Ход урока |
||||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
|||
Мотивация познавательной деятельности |
||||
• Предлагает прочитать и объяснить смысл пословицы: «На родной стороне и камушек знаком». • Задаёт вопрос, чтобы вывести учащихся на рассуждение: Что вам дорого в родном краю? • Просит сделать вывод, как можно назвать монологические высказывания учащихся, нацеливает на формулирование темы урока, постановку учебной задачи. Предлагает проверить по учебнику. |
• Читают пословицу, высказываются, объясняя её смысл. Делают вывод о том, что в родном краю, месте, где ты родился, всё знакомо и близко. • Выслушивают ответы друг друга. Дополняют и комментируют. • Делают вывод о том, что высказывания учащихся, объединённые одной темой, можно назвать текстом. Предполагают, что на уроке будут работать над текстом. Находят в учебнике с. 8, читают тему урока: «Текст и его план». Рассматривают с. 8, 9, формулируют учебную задачу — учиться работать с текстом, составлять его план. |
|||
Актуализация необходимых знаний |
||||
• Предлагает прочитать предложения в упр. 5 учебника, доказать, что данные предложения составляют текст, определить тему текста. • После обсуждения просит выполнить последнее задание самостоятельно. |
• Читают самостоятельно. Говорят о том, что предложения связаны по смыслу и объединены общей темой, поэтому их можно назвать текстом. Определяют тему — то, о чём говорится в тексте,— о берёзе. • Читают последнее задание. Вспоминают правила списывания. Списывают текст, выделяют в словах изученные орфограммы. По окончании проводят взаимопроверку и взаимооценку. |
|||
Организация познавательной деятельности |
||||
• Предлагает выполнить задание к упр. 6 учебника, определить тему и главную мысль текста. • Подводит промежуточные итоги. Просит обобщить, назвать признаки текста, проверить по с. 8 учебника, вспомнить, какую задачу ставили перед собой на урок, чему ещё следует учиться. • Организует деятельность учащихся по заданиям к упр. 7 учебника. Просит прочитать задания, определить, чему будут учиться при их выполнении, назвать последовательность работы. • По наводящим вопросам организует работу над текстом. • Организует самостоятельную индивидуальную деятельность учащихся по заданиям к упр. 10 рабочей тетради. Предлагает спланировать работу, выполнить задание, провести самопроверку. • Предлагает рассмотреть домашнее задание — упр. 8 в рабочей тетради. |
• Читают стихотворение Е. Синицына. Уточняют, что главная мысль — это то важное, что хотел сказать автор. Называют тему — Россия. Определяют главную мысль — берегите Россию. Списывают текст. Проводят самопроверку, самооценку. • Называют признаки текста, проверяют себя по учебнику, дополняют, корректируют ответы. Уточняют, что на уроке назвали признаки текста, планируют работать над составлением плана текста. • Читают задания. Определяют, что будут учиться выделять тему, главную мысль текста, подбирать заголовок, составлять план, пересказывать текст по частям. • Определяют тему — отец и сыновья, главную мысль — если жить в согласии, никакая беда не страшна, а если в раздоре — всякий одолеть может. Делают вывод о том, что в заголовок вынесена тема текста. Учатся составлять план текста: придумывают заголовки к каждой части. Возможный вариант: 1. Сыновья не послушались. 2. Легко сломать поодиночке. 3. Жизненная мудрость. Пересказывают текст по частям. Выслушивают ответы одноклассников. Высказывают оценочные суждения, дают советы, что можно изменить, чтобы улучшить пересказ. • Читают задания к упражнению. Определяют последовательность действий. Задают вопросы для уточнения информации. Работают самостоятельно. По окончании работы обсуждают полученные результаты, высказывают и обосновывают своё мнение, выполняют самопроверку. • Читают задание к упражнению. При необходимости задают уточняющие вопросы. |
|||
Подведение итогов |
||||
• Предлагает уточнить учебную задачу, оценить, смогли ли решить её на уроке, обосновать своё мнение. |
• Называют учебную задачу, уточняют, чему учились на уроке, какой материал повторили или что нового узнали, обсуждают возникшие при выполнении заданий затруднения. |
|||
Дополнительный материал: беседа на тему «Как вести диалог». |
||||
Диагностика достижения планируемых результатов: выполнить упр. 9 в рабочей тетради. Провести самопроверку, сопоставляя с образцом. |
||||
Дополнительные творческие задания: написать сочинение на тему «Почему мне дорога родина». |
||||
Самоанализ |
||||
Достижения |
Сложности |
Предложения |
||