Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков
Правописание гласных и согласных в значимых частях слова - Урок 4
Урок № 32
Тема: Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. |
Тип: повторение изученного материала. |
||
Задачи: • развивать умение находить изученные орфограммы в корне слова, в приставке, в суффиксе; • развивать умение проверять и объяснять написание слов с изученными орфограммами в корне слова, в приставке, в суффиксе; • развивать умение образовывать слова с помощью приставок и суффиксов, грамотно их записывать. |
|||
Планируемые результаты |
|||
Предметные: • устанавливать наличие в слове изученных орфограмм; • обосновывать написание слов с изученными орфограммами; • использовать алгоритм применения орфографического правила при написании слова; • образовывать однокоренные слова с помощью приставок, суффиксов; • различать предлоги и приставки. |
Метапредметные: • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; • находить, преобразовывать и представлять информацию, содержащуюся в схеме; • планировать действия по решению учебной задачи; • выявлять соответствие результатов урока поставленной задаче. |
Личностные: • проявлять заботливое, доброжелательное отношение к окружающему миру. |
|
Межпредметные связи: чтение (работа над лексическим значением слов). |
|||
Ресурсы урока: учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; рабочая программа. |
|||
Ход урока |
|||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
||
Мотивация познавательной деятельности |
|||
• Предлагает назвать изучаемую тему и сформулировать учебную задачу. • Предлагает составить текст-рассуждение по готовому плану на тему по выбору: «Почему я считаю, что суффикс — значимая часть слова» или «Почему я считаю, что приставка — значимая часть слова». План. 1. Вступление С тезис). Суффикс — значимая часть слова. 2. Доказательство. — Каждый суффикс имеет значение. — Суффиксы могут придавать разные оттенки значению слова или образовывать новые слова. — Суффиксы помогают обогащать нашу речь, расширять словарный запас. 3. Вывод. Нужно знать как можно больше суффиксов и правильно использовать их в речи. (План текста ко второй теме составляется по аналогии.) |
• Называют изучаемую тему, определяют учебную задачу — учиться писать гласные и согласные в приставках, суффиксах. • Выбирают тему текста-рассуждения. Готовятся и составляют текст с собственными примерами. Представляют тексты в классе. |
||
Актуализация необходимых знаний |
|||
• Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию к упр. 95 в рабочей тетради. |
• Читают задание. Планируют порядок выполнения задания. Выполняют самостоятельно. При необходимости обращаются за помощью к одноклассникам. |
||
Организация познавательной деятельности |
|||
• Организует наблюдение за правописанием суффиксов по схеме, данной в упр. 102 в учебнике. • Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 103 в учебнике. Обращает внимание на чередование согласных звуков. • Организует самостоятельную работу учащихся по заданию к упр. 97 в рабочей тетради. • Предлагает самостоятельно выполнить упр. 104 в учебнике. • Организует деятельность учащихся по заданию к упр. 96 в рабочей тетради. • Предлагает самостоятельно выполнить задание к упр. 105 в учебнике. Просит уточнить, как можно различить предлог и приставку. • Предлагает прочитать задание для домашней работы — упр. 98 в рабочей тетради. |
• Рассматривают схему в упражнении. Составляют сообщение о правописании суффиксов с собственными примерами. • Читают задание. Планируют деятельность. Выполняют самостоятельно. Объясняют написание выделенных и пропущенных букв. Читают информацию о чередовании согласных звуков в корнях и суффиксах, представленную на с. 62 в учебнике. • Читают и выполняют задание — образуют однокоренные слова при помощи суффиксов. Объясняют написание слов. • Читают задание к упражнению. Определяют, что орфограммы пропущены в суффиксах. Вписывают пропущенные буквы. По окончании проводят самопроверку. • Самостоятельно читают задание. Комментируют порядок выполнения. При возникновении затруднений обращаются за помощью к одноклассникам. Делают вывод о проверке гласных в корне и суффиксах. • Читают текст и задание к нему. Соотносят текст и рисунок. Объясняют лексическое значение выделенных слов, обосновывают уместность употребления. Придумывают продолжение. Списывают текст, выполняя задание. Объясняют написание предлогов и приставок. • Рассматривают задание. Комментируют выполнение. |
||
Подведение итогов |
|||
• Инициирует обсуждение результатов выполнения заданий по изучаемой теме, значимость изучения темы для выработки грамотности при письме. |
• Высказывают суждения о важности изучения темы. Определяют успешность/неуспешность выполнения заданий по теме урока. Планируют дальнейшую деятельность. |
||
Дополнительный материал: Сборник диктантов и самостоятельных работ (орфографические минутки, с. 121, задание 6). |
|||
Диагностика достижения планируемых результатов: списать слова. Выделить орфограммы в приставках и суффиксах. Надпилить, орешек, осмотреть, горошек, маленький, переходить, помирить, снежок, предвечерний, кораблик, учитель. |
|||
Дополнительные творческие задания: составить памятку, как правильно писать гласные и согласные в приставках и суффиксах. |
|||
Самоанализ |
|||
Достижения |
Сложности |
Предложения |
|