Правописание гласных и согласных в значимых частях слова - Урок 4

Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков

Правописание гласных и согласных в значимых частях слова - Урок 4

Урок № 32


Тема: Правописание гласных и согласных в значимых частях слова.

Тип: повторение изученного материала.

Задачи:

• развивать умение находить изученные орфограммы в корне слова, в приставке, в суффиксе;

• развивать умение проверять и объяснять написание слов с изученными орфограммами в корне слова, в приставке, в суффиксе;

• развивать умение образовывать слова с помощью приставок и суффиксов, грамотно их записывать.

Планируемые результаты

Предметные:

• устанавливать наличие в слове изученных орфограмм;

• обосновывать написание слов с изученными орфограммами;

• использовать алгоритм применения орфографического правила при написании слова;

• образовывать однокоренные слова с помощью приставок, суффиксов;

• различать предлоги и приставки.

Метапредметные:

• понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

• находить, преобразовывать и представлять информацию, содержащуюся в схеме;

• планировать действия по решению учебной задачи;

• выявлять соответствие результатов урока поставленной задаче.

Личностные:

• проявлять заботливое, доброжелательное отношение к окружающему миру.

Межпредметные связи: чтение (работа над лексическим значением слов).

Ресурсы урока: учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; рабочая программа.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

• Предлагает назвать изучаемую тему и сформулировать учебную задачу.

• Предлагает составить текст-рассуждение по готовому плану на тему по выбору: «Почему я считаю, что суффикс — значимая часть слова» или «Почему я считаю, что приставка — значимая часть слова».

План.

1. Вступление С тезис).

Суффикс — значимая часть слова.

2. Доказательство.

— Каждый суффикс имеет значение.

— Суффиксы могут придавать разные оттенки значению слова или образовывать новые слова.

— Суффиксы помогают обогащать нашу речь, расширять словарный запас.

3. Вывод.

Нужно знать как можно больше суффиксов и правильно использовать их в речи.

(План текста ко второй теме составляется по аналогии.)

• Называют изучаемую тему, определяют учебную задачу — учиться писать гласные и согласные в приставках, суффиксах.

• Выбирают тему текста-рассуждения. Готовятся и составляют текст с собственными примерами. Представляют тексты в классе.

Актуализация необходимых знаний

• Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию к упр. 95 в рабочей тетради.

• Читают задание. Планируют порядок выполнения задания. Выполняют самостоятельно. При необходимости обращаются за помощью к одноклассникам.

Организация познавательной деятельности

• Организует наблюдение за правописанием суффиксов по схеме, данной в упр. 102 в учебнике.

• Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 103 в учебнике. Обращает внимание на чередование согласных звуков.

• Организует самостоятельную работу учащихся по заданию к упр. 97 в рабочей тетради.

• Предлагает самостоятельно выполнить упр. 104 в учебнике.

• Организует деятельность учащихся по заданию к упр. 96 в рабочей тетради.

• Предлагает самостоятельно выполнить задание к упр. 105 в учебнике. Просит уточнить, как можно различить предлог и приставку.

• Предлагает прочитать задание для домашней работы — упр. 98 в рабочей тетради.

• Рассматривают схему в упражнении. Составляют сообщение о правописании суффиксов с собственными примерами.

• Читают задание. Планируют деятельность. Выполняют самостоятельно. Объясняют написание выделенных и пропущенных букв.

Читают информацию о чередовании согласных звуков в корнях и суффиксах, представленную на с. 62 в учебнике.

• Читают и выполняют задание — образуют однокоренные слова при помощи суффиксов. Объясняют написание слов.

• Читают задание к упражнению. Определяют, что орфограммы пропущены в суффиксах. Вписывают пропущенные буквы. По окончании проводят самопроверку.

• Самостоятельно читают задание. Комментируют порядок выполнения. При возникновении затруднений обращаются за помощью к одноклассникам. Делают вывод о проверке гласных в корне и суффиксах.

• Читают текст и задание к нему. Соотносят текст и рисунок. Объясняют лексическое значение выделенных слов, обосновывают уместность употребления. Придумывают продолжение. Списывают текст, выполняя задание. Объясняют написание предлогов и приставок.

• Рассматривают задание. Комментируют выполнение.

Подведение итогов

• Инициирует обсуждение результатов выполнения заданий по изучаемой теме, значимость изучения темы для выработки грамотности при письме.

• Высказывают суждения о важности изучения темы. Определяют успешность/неуспешность выполнения заданий по теме урока. Планируют дальнейшую деятельность.

Дополнительный материал: Сборник диктантов и самостоятельных работ (орфографические минутки, с. 121, задание 6).

Диагностика достижения планируемых результатов: списать слова. Выделить орфограммы в приставках и суффиксах. Надпилить, орешек, осмотреть, горошек, маленький, переходить, помирить, снежок, предвечерний, кораблик, учитель.

Дополнительные творческие задания: составить памятку, как правильно писать гласные и согласные в приставках и суффиксах.

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения















Для любых предложений по сайту: [email protected]