Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков
Части речи
Урок № 35
Тема: Части речи. |
Тип: повторение изученного материала. |
||||
Задачи: • уточнить грамматические признаки изученных частей речи; • развивать умение классифицировать слова по частям речи на основе изученных признаков; • учить подбирать примеры изученных частей речи. |
|||||
Планируемые результаты |
|||||
Предметные: • различать изученные части речи; • называть признаки изученных частей речи; • соотносить изученные грамматические признаки с той частью речи, которой они присущи; • обобщать материал, данный в таблице, составлять сообщение; • подбирать примеры изученных частей речи. |
Метапредметные: • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; • извлекать информацию, представленную в таблице; • анализировать сведения, представленные в таблице; • составлять сообщение на основе информации, представленной в таблице. |
Личностные: • адекватно оценивать результаты учебной деятельности. |
|||
Межпредметные связи: чтение, окружающий мир, математика (составление сообщения по данным, представленным в таблице). |
|||||
Ресурсы урока: учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; рабочая программа. |
|||||
Ход урока |
|||||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
||||
Мотивация познавательной деятельности |
|||||
• Предлагает прочитать данные слова, разделить на группы, предположить тему урока, поставить учебную задачу. Имя существительное, имя прилагательное, корень, приставка, имя числительное, суффикс, местоимение, глагол, окончание. |
• Читают слова. Предлагают возможные варианты деления. Выбирают наиболее удачный вариант: части слова и части речи. Делают вывод о том, что раздел «Части слова» уже изучен, называют тему урока: «Части речи». Проверяют себя по учебнику на с. 67. Ставят учебную задачу — учиться различать части речи. |
||||
Актуализация необходимых знаний |
|||||
• Предлагает вспомнить признаки изученных частей речи по заданию к упр. 104 в рабочей тетради. |
• Читают сведения, представленные в схеме, соединяют линией названия частей речи и их определения. Обсуждают выполнение задания. При необходимости исправляют ошибки. Приводят примеры слов, относящихся к названным частям речи. |
||||
Организация познавательной деятельности |
|||||
• Предлагает вспомнить, на какие группы можно разделить изученные части речи. При возникновении затруднения обратиться к учебнику. • Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию к упр. 111 в учебнике. • Создаёт условия для самостоятельной работы учащихся по заданию к упр. 112. • Предлагает в парах обобщить, какие сведения о частях речи уже повторили, чему ещё следует учиться, выполнить задание к упр. 113 в учебнике — составить сообщение по данным, представленным в таблице. • Подводит промежуточные итоги — предлагает самостоятельно выполнить задание к упр. 105 в рабочей тетради. • Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 114. • Предлагает выбрать форму работы (в парах или группах) для выполнения задания к упр. 115 в учебнике по уточнению грамматических признаков частей речи. • Просит рассмотреть домашнее задание — упр. 106 в рабочей тетради. |
• Называют две группы: самостоятельные и служебные части речи или читают в учебнике на с. 67. Приводят примеры. • Читают и выполняют задание самостоятельно. По окончании проводят самопроверку при обсуждении в классе. Выявляют роль служебных частей речи. • Самостоятельно читают и выполняют задание. Вставляют подходящие по смыслу предлоги и союзы. • Работают в парах. Обобщают изученные признаки частей речи. Могут организовать взаимопроверку: один ученик называет часть речи, второй должен сказать, что обозначает и на какой вопрос отвечает, и наоборот: один ученик говорит, что часть речи обозначает и на какой вопрос отвечает, а второй называет часть речи. При ответах обязательно приводят примеры. • Читают задание. Комментируют порядок выполнения. По окончании проводят самопроверку и самооценку. Выявляют допущенные ошибки, исправляют их, планируют, чему ещё следует учиться на уроке. • Читают задание, выполняют. При проверке называют изученные части речи и вопрос, на который они отвечают. • Читают задание повышенной сложности. Выбирают форму работы. Составляют план выполнения задания. Отвечают на поставленные вопросы. Составляют и представляют в классе сообщения о грамматических признаках изученных частей речи, обобщают сведения об изученных частях речи. • Читают задание. Комментируют порядок выполнения. |
||||
Подведение итогов |
|||||
• Предлагает выполнить упражнение «Плюс — минус — интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трёх граф. В графу «П» — «плюс» — записывается всё, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» — «минус» — записывается всё, что не понравилось на уроке, показалось скучным, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него ненужной, бесполезной. В графу «И» — «интересно» — учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы ещё хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. |
• Заполняют таблицу. Делятся полученными результатами. Планируют дальнейшую деятельность. |
||||
Дополнительный материал: Сборник диктантов и самостоятельных работ (орфографические минутки, с. 114, задание 1). |
|||||
Диагностика достижения планируемых результатов: списать предложения, указать части речи. 1. Облетели листья с клёна, клён от холода дрожит. 2. Я сидел и рисовал дом, дорогу, самосвал. 3. Виталику десять лет. Живёт он в Москве и учится в школе. 4. Сиропчик нарядился в клетчатый костюм. 5. Старая сова на пеньке сидит, головой вертит, глазищами круглыми хлопает. |
|||||
Дополнительные творческие задания: сочинить сказку о стране «Морфология». |
|||||
Самоанализ |
|||||
Достижения |
Сложности |
Предложения |
|||