Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков
Контрольный диктант
Урок № 34
Тема: Контрольный диктант. |
Тип: повторение изученного материала. |
||||
Задачи: • развивать умение писать слова с изученными орфограммами; • учить находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки; • учить контролировать правильность записи текста. |
|||||
Планируемые результаты |
|||||
Предметные: • определять, в каких случаях пишется разделительный ь, а в каких — разделительный ь; • устанавливать наличие в слове изученных орфограмм; • использовать алгоритм применения орфографического правила при написании слова; • записывать текст под диктовку; • находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. |
Метапредметные: • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; • оценивать результат решения орфографической задачи; • проводить самопроверку и самооценку выполненных заданий; • выделять и формулировать то, что усвоено и то, что нужно усвоить. |
Личностные: • осознавать значимость изучения русского языка. |
|||
Межпредметные связи: чтение (работа по составлению текста). |
|||||
Ресурсы урока: учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; рабочая программа. |
|||||
Ход урока |
|||||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
||||
Актуализация необходимых знаний |
|||||
• Предлагает прочитать текст, в котором допущено 12 ошибок (ошибка в слове река встречается дважды), найти эти ошибки, исправить их, объяснить свои действия. В шлатые осенние дни готовились к отлёту журовли. Покружились ани над рикои, над радным болотом. Вот потинулись птицы в дальние страны. На востоке покозалась раняя зорька. Скоро поднимется над рикои висёлое солнце. |
• Читают текст. Находят ошибки, используя алгоритм применения орфографического правила. Исправляют их. Комментируют свои действия. |
||||
Мотивация познавательной деятельности |
|||||
• Помогает сформулировать тему, поставить учебную задачу. |
• Уточняют тему, проверяют по учебнику. Ставят учебную задачу — учиться писать слова на изученные правила, проверять себя, находить и исправлять ошибки. |
||||
Организация познавательной деятельности |
|||||
• Предлагает самостоятельно выполнить задание к упр. 100 в рабочей тетради, при возникновении затруднений задать вопросы. • Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 103 в рабочей тетради. • Организует и проводит контрольный диктант — читает текст, выясняет понимание содержания текста, значения незнакомых слов. Каждое предложение читает трижды: первый раз — для прослушивания, второй раз читает по смысловым фразам, третий раз — для самопроверки учащихся. Осень. Лес окрасился в жёлтые, красные, золотистые цвета. Луч солнца осветил окрестность перед сторожкой. Дед Семён сегодня поднялся на заре, взял ружьё и вышел из дома. Впереди крутой подъём. Дед шёл медленно. Теперь лесок. Слева и справа красовались молодые берёзки и осинки. Попадались подберёзовики, подосиновики, рыжики. Вот через тропинку пробежал заяц. Лесную тишь вдруг нарушил протяжный крик. Это высоко в небе летели журавли. Они держали далёкий и нелёгкий путь на юг. Старик помахал птицам рукой. До свидания, журавли! (Г. Скребицкий) • Грамматическое задание. 1. Разобрать слова по составу. Подберёзовики, подосиновики, рыжики. 2. Выписать из текста два слова с безударным гласным в корне, два слова с парным по глухости/звонкости согласным, два слова с непроизносимым согласным. Выделить орфограммы. • Предлагает рассмотреть домашнее задание — упр. 101 в рабочей тетради. |
• Читают и выполняют задание. После окончания работы называют слова с изученными орфограммами, способы проверки, комментируют выполненные действия по нахождению слова к предложенной схеме. • Восстанавливают текст, данный в упражнении. Записывают его в тетрадь с соблюдением правил русского языка. Проводят самопроверку и самооценку. • Слушают и записывают текст под диктовку. После записи проверяют. Если находят ошибки, исправляют. • Выполняют грамматическое задание. • Читают задание. При необходимости задают вопросы. |
||||
Подведение итогов |
|||||
• Предлагает проанализировать результаты самопроверки текста диктанта, объяснить, почему так трудно находить и исправлять ошибки, чему следует учиться. |
• Рассуждают о трудности грамотного письма. Выявляют затруднения. Дают советы себе и одноклассникам, что нужно знать и уметь, чтобы писать грамотно. |
||||
Дополнительный материал: Сборник диктантов и самостоятельных работ (проверочные диктанты, с. 123). |
|||||
Диагностика достижения планируемых результатов: провести самопроверку записи текста диктанта. |
|||||
Дополнительные творческие задания: составить задание по аналогии с заданием к упр. 102 в рабочей тетради. |
|||||
Самоанализ |
|||||
Достижения |
Сложности |
Предложения |
|||