Имя существительное. Изменение имён существительных по падежам

Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков

Имя существительное. Изменение имён существительных по падежам

Урок № 42


Тема: Имя существительное. Изменение имён существительных по падежам.

Тип: изучение нового материала.

Задачи:

• развивать умение различать имена существительные по грамматическим признакам;

• развивать умение определять падеж имён существительных;

• формировать умение изменять имена существительные по падежам.

Планируемые результаты

Предметные:

• определять грамматические признаки имён существительных;

• изменять имена существительные по падежам;

• определять падеж имён существительных по вопросам;

• различать имена существительные в начальной форме и в формах косвенных падежей.

Метапредметные:

• понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

• выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

• выполнять учебные действия, сопровождаемые громкой речью;

• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учёта сделанных ошибок.

Личностные:

• мотивировать себя на изучение русского языка.

Межпредметные связи: чтение (работа над текстом стихотворения).

Ресурсы урока: учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; рабочая программа.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

• Предлагает ознакомиться с материалом на с. 79 в учебнике, определить название раздела, планируемые результаты, найти тему урока, поставить учебную задачу.

• Читают название раздела, определяют планируемые результаты: материал для повторения, изучение нового материала, планируемые результаты. Читают название темы урока на с. 80 в учебнике. Ставят учебную задачу — учиться выделять имена существительные, определять падеж имён существительных.

Актуализация необходимых знаний

• Создаёт условия для повторения названий падежей и падежных вопросов по заданию к упр. 119 в рабочей тетради. Предлагает выполнить задание самостоятельно, оценить свои знания.

• Обращает внимание на информацию, представленную на с. 81 в учебнике,— о начальной форме имён существительных и косвенных падежах.

• Читают задание. Восстанавливают в памяти названия падежей и падежные вопросы. Выполняют задание. Проводят самопроверку — сравнивают со сведениями, представленными в упр. 136 в учебнике. Осуществляют самооценку.

• Читают сведения об именах существительных. Обсуждают с одноклассниками. При необходимости уточняют с помощью вопросов.

Организация познавательной деятельности

• Предлагает ответить на проблемный вопрос в учебнике на с. 80; Как определить падеж имени существительного?

• Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию к упр. 135 в учебнике.

• Создаёт условия для самостоятельной работы учащихся по заданию к упр. 137 в учебнике.

• Предлагает самостоятельно выполнить задание к упр. 120 в рабочей тетради.

• В классах со средним и высоким уровнем обученности организует и проводит объяснительный диктант. Даёт задание: выписать словосочетания со словом берёза, указать его падеж.

Осенью в лесу.

Ветер занёс под берёзу семечко. Выросла под берёзой ёлочка. Берёза защищала её от солнца и морозов. Теперь эта ель обогнала берёзу и стоит рядом с ней вершина к вершине. Шелестят осенние листики на берёзе. Этот шелест будит спящих под деревьями зайцев. Они встают и уходят. Вот один вышел из-под ёлок и остановился. Слушает заяц. Везде шелестит. Куда идти? И пошел он от берёзы к берёзе.

• Задаёт домашнее задание — просклонять имена существительные земля, вода, окно, конь, печь. Выделить окончания.

• Вспоминают. Комментируют порядок действий.

• Читают задание. Объясняют значение выражения склоняется весна. Делают вывод, что при склонении изменяется окончание имён существительных. Определяют падеж имени существительного весна. Объясняют свои действия.

• Читают задание. Уточняют, что нужно знать и уметь делать для его выполнения. Склоняют имена существительные. Выделяют окончания. Делают вывод о том, что такое склонение имён существительных, как они склоняются, как определить падеж имён существительных.

• Читают задание. Комментируют порядок действий. После выполнения проводят самопроверку и самооценку.

• Записывают текст под диктовку. По окончании обосновывают написание слов с изученными орфограммами. Проводят самопроверку и самооценку. Выполняют задание к диктанту. Комментируют свои действия.

• Слушают задание. При необходимости задают вопросы.

Подведение итогов

• Предлагает вернуться к с. 79 в учебнике, вспомнить, какой материал повторили, о чём узнали, чему ещё будут учиться на следующих уроках.

• Читают предложенные сведения. Соотносят с выполненными заданиями. Делают выводы. Планируют дальнейшую деятельность.

Дополнительный материал: Сборник диктантов и самостоятельных работ (орфографические минутки, с. 124, задание 2).

Диагностика достижения планируемых результатов: выбрать правильный ответ.

1. Какая часть слова изменяется при склонении имён существительных? а) корень; б) основа; в) окончание.

2. В каком надеже имена существительные отвечают на вопросы кого? что? а) в родительном падеже; б) в дательном падеже; в) в винительном падеже.

3. Сколько в русском языке косвенных падежей? а) 3 падежа; б) 5 падежей; в) 6 падежей.

4. В каком падеже стоит выделенное имя существительное?

Бабушка сварила варенье из малины.

а) в именительном падеже; б) в родительном падеже; в) в винительном падеже.

Дополнительные творческие задания: прочитать стихотворение Г. Граубина «Ленительный падеж», предложить свои названия падежей или сочинить стихотворение, чтобы было легче запоминать их названия.

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения















Для любых предложений по сайту: [email protected]