Сочинение-отзыв по репродукции картины В. М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке»

Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков

Сочинение-отзыв по репродукции картины В. М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке»

Урок № 41


Тема: Сочинение-отзыв по репродукции картины В. М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке».

Тип: изучение нового материала.

Задачи:

• учить рассматривать картину, выделять детали, понимать тему и главную мысль произведения изобразительного искусства;

• учить составлять текст-отзыв о картине на основе представленного отзыва;

• развивать умение грамотно составлять, записывать и проверять текст-отзыв.

Планируемые результаты

Предметные:

• обсуждать представленный отзыв о картине;

• высказывать своё суждение о картине;

• сочинять собственный текст-отзыв о картине художника;

• грамотно записывать текст.

Метапредметные:

• понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

• рассматривать картину, выделять и анализировать детали;

• составлять монологическое высказывание;

• выслушивать тексты одноклассников, адекватно оценивать, высказывать пожелания.

Личностные:

• осознавать эстетические потребности, ценности и чувства.

Межпредметные связи: чтение (работа над картиной, составление текста-отзыва).

Ресурсы урока: учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; рабочая программа.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

• Предлагает рассмотреть в учебнике репродукцию картины В. М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке» и сказать, какие чувства вызывает картина. В помощь учащимся предлагает карточки со словами, передающими чувства и состояния.

Радость, восторг, восхищение, удовольствие, любование; грусть, печаль, тоска, жалость, уныние, обида; спокойствие, умиротворение, равнодушие, нежность, уверенность, злость, зависть, ярость, гнев; удивление, изумление и др.

• Рассматривают картину. Говорят о чувствах, которые вызывает картина, опираясь на предложенные слова.

Актуализация необходимых знаний

• Просит прочитать тему урока, пояснить, чему будут учиться, когда могут пригодиться эти знания. Помогает сформулировать учебную задачу.

• Читают тему. Обсуждают, приводят примеры, когда необходимо уметь писать отзыв. Ставят учебную задачу — учиться рассматривать картину, писать отзыв.

Организация познавательной деятельности

• Организует работу по рассматриванию картины (учебник, упр. 133).

• Предлагает сравнить название сказки и название картины, объяснить различие, выявить отношение художника к персонажам.

Сказка: «Иван-царевич и серый волк».

Картина: «Иван Царевич на Сером волке».

• Просит вспомнить эпизод сказки, который соответствует сюжету картины.

• В помощь учащимся может предложить выбрать и прочитать отрывок из сказки.

1. Сел Иван-царевич на волка верхом, серый волк и поскакал — синие леса мимо глаз пропускает, озёра хвостом заметает.

2. Помчался серый волк с Иваном-царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой — синие леса мимо глаз пропускает, реки, озёра хвостом заметает.

3. Иван-царевич вернулся пешим в лес, посадил Елену Прекрасную на златогривого коня, взял золотую клетку с Жар-птицей и поехал путём-дорогой в родную сторону.

• Предлагает определить главную мысль картины с опорой на выбранный (второй) отрывок из сказки, выявить, какие особенности живописного полотна позволяют это увидеть.

• Предлагает сравнить центр картины и фон.

• Просит найти детали, подтверждающие, что действие картины происходит не в реальном, а в волшебном мире.

• Создаёт условия для обсуждения представленного отзыва о картине (учебник, упр. 134), для написания собственного отзыва.

• В помощь учащимся предлагает варианты начала и концовки.

Перед нами картина известного русского художника...

На картине известного русского художника В. М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке» я вижу...

Я увидел картину русского художника В. М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке» и понял, что...

• Предлагает ознакомиться с домашним заданием — упр. 118 в рабочей тетради.

• Внимательно изучают детали картины.

• Анализируют названия картины и сказки, выявляют отличия. Рассуждают о том, что название второго персонажа — Серый волк, пишется с заглавной буквы, потому что художник хотел показать, что этот персонаж так же значим, как и Иван Царевич.

• Вспоминают, пересказывают сюжет сказки.

• Выбирают подходящий отрывок. Доказывают своё мнение.

• Перечитывают второй отрывок, выделяют глаголы движения, которые передают главную мысль. Находят глагол, обозначающий очень быстрое движение. Подтверждают своё мнение — выделяют детали картины (тревожное и решительное выражение лица Ивана Царевича, движения Серого волка, цвета, который выбирает художник для выделения персонажей на полотне, композиция картины, освещение и др.).

• Рассматривают и описывают детали (яркие цвета, которыми написаны главные персонажи, и тёмные деревья, лес, небо и др.).

• Всматриваются в картину. Называют детали, подтверждающие нереальность происходящего (неопределённость времени года, цветение яблонь в то время, когда на остальных деревьях нет листьев, изображение волка и др.).

• Читают отзыв. Высказывают свои суждения. Рассказывают о своих впечатлениях.

• Составляют свой отзыв. Представляют одноклассникам. Выслушивают, оценивают. Называют достоинства, помогают внести исправления или дополнения. Записывают текст. Проводят самопроверку.

• Читают задание. Комментируют порядок выполнения.

Подведение итогов

• Предлагает уточнить, когда и где потребуется умение составлять и представлять отзыв о картине, инсценировать эти ситуации.

• Рассуждают о значимости полученных знаний. Инсценируют предложенные ситуации.

Дополнительный материал: репродукции картины В. М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке» и других его картин, портрет художника, текст сказки.

Диагностика достижения планируемых результатов: редактировать текст после написания.

Дополнительные творческие задания: составить отзыв о любой другой картине В. М. Васнецова.

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения















Для любых предложений по сайту: [email protected]