Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков
1-е склонение имён существительных. Написание сочинения по картине А. А. Пластова «Первый снег»
Урок № 48
Тема: 1-е склонение имён существительных. Написание сочинения по картине А. А. Пластова «Первый снег». |
Тип: повторение изученного материала. |
|||
Задачи: • учить определять принадлежность имён существительных к 1-му склонению; • учить различать ударные и безударные падежные окончания имён существительных 1-го склонения; • развивать умение составлять описательный текст по картине. |
||||
Планируемые результаты |
||||
Предметные: • определять принадлежность имён существительных к 1-му склонению; • сопоставлять ударные и безударные падежные окончания имён существительных 1-го склонения; • составлять описательный текст по картине. |
Метапредметные: • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; • делать выводы на основе наблюдения и сравнения; • проверять правильность сделанного вывода — соотносить с информацией в учебнике; • вносить коррективы или дополнения в сделанный вывод; • рассматривать картину, выделять и анализировать детали. |
Личностные: • осознавать потребность в выражении эмоций, чувств и настроения при рассматривании картины. |
||
Межпредметные связи: чтение (работа по картине). |
||||
Ресурсы урока: учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; рабочая программа. |
||||
Ход урока |
||||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
|||
Актуализация необходимых знаний |
||||
• Предлагает проверить, правильно ли выполнили задание учащиеся, которым нужно было выписать имена существительные 1-го склонения. Дядя, тётя, дедушка, бабушка, Света, Коля, мама, отец, сестра, брат. • Просит просклонять слово сестра, назвать окончания. |
• Читают слова. Определяют правильность выполнения задания, опираясь на знание признаков имён существительных 1-го склонения. Находят слова, которые выписаны ошибочно. Доказывают своё мнение. • Изменяют данное слово по падежам, называют окончания. |
|||
Мотивация познавательной деятельности |
||||
• Задаёт проблемный вопрос: Одинаково ли пишутся ударные и безударные окончания имён существительных 1-го склонения? • Предлагает прочитать тему на с. 91 в учебнике, сформулировать учебную задачу. |
• Высказывают предположения. • Находят название темы. Ставят учебную задачу — определить, одинаково ли пишутся ударные и безударные окончания имён существительных 1-го склонения. |
|||
Организация познавательной деятельности |
||||
• Предлагает ознакомиться с падежными окончаниями имён существительных 1-го склонения по таблице, представленной в упр. 158 в учебнике. • Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию к упр. 159 в учебнике. • Создаёт условия для самостоятельной работы учащихся по заданию к упр. 160 в учебнике. • Создаёт условия для творческой деятельности учащихся по заданию к упр. 161 в учебнике. • Предлагает прочитать название картины — «Первый снег» — и сказать, какие чувства вызывает это событие; предположить, какие чувства могла бы вызвать картина с названием «Последний снег». В чём различие? • Вовлекает учащихся в беседу по содержанию картины. Просит определить, какое время года изобразил художник, какое время суток. • Предлагает рассмотреть персонажей, изображённых на переднем плане, обратить внимание на их внешний вид, выражение лиц. • Обращает внимание на другие предметы, изображённые на переднем плане,— берёзу, ворону. • Нацеливает на выявление изобразительных средств картины (фон, главный цвет). • Предлагает выбрать опорные слова, которые являются главными для описания картины, подобрать к ним эпитеты, сравнения, слова, которые характеризуют их действия. • Организует работу по составлению плана сочинения. Предлагает обсудить варианты начала и конца текста. • Организует самостоятельную деятельность учащихся по составлению, написанию и редактированию текста сочинения. • Знакомит с домашним заданием — упр. 127 в рабочей тетради. |
• Знакомятся с информацией, представленной в таблице. Сравнивают, есть ли различие в написании ударных и безударных падежных окончаний имён существительных 1-го склонения. Находят падежи, в которых окончания существительных пишутся одинаково. Делают вывод о написании ударных и безударных окончаний имён существительных 1-го склонения. Соотносят сделанный вывод с выводом в учебнике на с. 91. При необходимости корректируют или вносят дополнения. • Читают задание. Склоняют имена существительные. Проводят самопроверку — соотносят написание безударных окончаний с таблицей на с. 91. • Читают задание. Планируют действия. Выполняют задание. Проводят самопроверку и самооценку, сверяясь с таблицей на с. 91 в учебнике. Обобщают сведения о написании ударных и безударных окончаний имён существительных 1-го склонения. • Знакомятся с заданием к упр. 161 в учебнике. • Находят и рассматривают репродукцию картины. Читают название. Делятся впечатлениями, возникшими ассоциациями. • Говорят о том, что на картине изображено начало зимы, потому что нет сугробов, местами голая земля. Определяют, что изображено раннее утро, так как видно, что снег выпал ночью, когда дети спали, а сейчас они, неодетые, второпях выскочили на улицу. • Описывают одежду детей, отмечают детали, которые показывают, что дети очень торопились увидеть первый снег. Он вызывает у них радость, восторг, интерес, ощущение праздника. • Рассуждают о том, что не только люди, но и берёза, и ворона тоже рады первому снегу, они его ждали не меньше детей, ведь теперь земля будет укрыта белым снежным ковром, настанет тишина и покой. • Рассматривают и говорят о том, что в картине преобладают тёплые, светлые тона, главный цвет — розовый. Он помогает ощутить красоту природы, свежесть, настроение праздника. • Выделяют опорные слова: снег, земля, небо, дети, ворона, берёза. Отбирают материал для написания текста. Обсуждают с одноклассниками. • Составляют план. Предлагают варианты для начала текста: Я смотрю на картину А. А. Пластова «Первый снег»...; Передо мной картина А. А. Пластова «Первый снег»...; для конца текста: У меня возникает ощущение радости, счастья, когда я смотрю на эту картину...; Я благодарен художнику за то, что ещё раз смог пережить чувство радости при виде первого снега... и др. • Составляют устный вариант текста. Пересказывают. Вносят изменения. Записывают текст. Проводят самопроверку. • Читают задание. Комментируют порядок выполнения. |
|||
Подведение итогов |
||||
• Предлагает обсудить значимость изучения темы урока, личные достижения учащихся. |
• Приводят доказательства важности изучения темы. Называют, какие результаты, полученные на уроке, могут считать своими достижениями. |
|||
Дополнительный материал: репродукция картины А. А. Пластова «Первый снег», портрет художника, музыкальное сопровождение. |
||||
Диагностика достижения планируемых результатов: проверить текст после редактирования. |
||||
Дополнительные творческие задания: составить рассказ о дне, когда увидели первый снег. |
||||
Самоанализ |
||||
Достижения |
Сложности |
Предложения |
||