Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков
2-е склонение имён существительных
Урок № 49
Тема: 2-е склонение имён существительных. |
Тип: изучение нового материала. |
||||
Задачи: • познакомить с признаками имён существительных 2-го склонения; • учить определять принадлежность имён существительных ко 2-му склонению; • развивать умение подбирать примеры имён существительных 2-го склонения. |
|||||
Планируемые результаты |
|||||
Предметные: • определять принадлежность имён существительных ко 2-му склонению; • подбирать примеры имён существительных 2-го склонения; • составлять текст кулинарного рецепта. |
Метапредметные: • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; • называть общие признаки предметов; • делать вывод на основе выделения общих признаков; • проверять правильность сделанных выводов — соотносить с образцом; • соотносить поставленную задачу и полученные на уроке результаты. |
Личностные: • осознавать установку на безопасный, здоровый образ жизни. |
|||
Межпредметные связи: чтение (составление текста). |
|||||
Ресурсы урока: учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; рабочая профамма. |
|||||
Ход урока |
|||||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
||||
Актуализация необходимых знаний |
|||||
• Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию — из данного ряда слов выписать имена существительные 1-го склонения. Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье. • После выполнения задания спрашивает, что могут рассказать учащиеся об оставшихся словах. |
• Читают и выписывают слова по заданию. Обосновывают своё мнение, опираясь на знание признаков имён существительных 1-го склонения. • Называют признаки оставшихся слов: часть речи, род, число и т. д. |
||||
Мотивация познавательной деятельности |
|||||
• Просит предположить, будут ли данные слова (понедельник, вторник, четверг, воскресенье) относиться к одному и тому же склонению. • Предлагает найти название темы урока на с. 93 в учебнике, поставить учебную задачу. |
• Предполагают, что данные слова могут относиться к одному и тому же склонению, если при изменении по падежам будут иметь одинаковые окончания в одних и тех же падежах. • Находят в учебнике тему урока. Определяют учебную задачу — узнать, какие имена существительные относятся ко 2-му склонению, учиться определять имена существительные 2-го склонения. |
||||
Организация познавательной деятельности |
|||||
• Организует наблюдение за именами существительными по заданию к упр. 162 в учебнике. • Предлагает выполнить задание к упр. 163 в учебнике, выбрав форму работы — индивидуально или в парах. • Организует самостоятельную работу учащихся в парах по заданию к упр. 165 в учебнике. • Создаст условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 164 в учебнике. • После выполнения задания в классах со средним и высоким уровнем обученности может предложить составить текст кулинарного рецепта приготовления горячего бутерброда. Предлагает назвать продукты, необходимые для приготовления горячего бутерброда. Просит подобрать глаголы, которые помогут описать порядок действий. • Предлагает придумать интересное начало и конец текста, чтобы рецептом заинтересовалось большое количество людей. • Предлагает выслушать составленные тексты, оценить по выбранным критериям. • Знакомит с домашним заданием — упр. 128 в рабочей тетради. |
• Читают слова, выявляют сходство и различие. Указывают род, выделяют окончания. Определяют, что эти имена существительные относятся ко 2-му склонению. Самостоятельно выявляют признаки имён существительных 2-го склонения. Проверяют себя — соотносят сделанный вывод с правилом в учебнике. При необходимости корректируют. • Читают задание, выбирают форму работы. Планируют действия. По окончании работы доказывают принадлежность данных и образованных имён существительных ко 2-му склонению, указывая их признаки. • Читают задание. Определяют порядок выполнения. Обсуждают, как определить склонение имён существительных в косвенной форме. Обращаются к учебнику. Находят нужную информацию на с. 94. Выполняют задание. Представляют результаты. • Читают стихотворение, объясняют значение выделенных слов. Выполняют задание. Обсуждают полученные результаты. Проводят самопроверку. • Рассматривают книги рецептов. Обобщают, как составить рецепт. Обсуждают варианты. Делают выбор: белый хлеб, сыр, колбаса, помидоры, майонез, зелень. Называют и записывают действия: отрезать, нарезать, помыть, очистить, налить, распределить, выложить, поставить, включить, подождать, вытащить, украсить, подать и др. • Обсуждают, где можно разместить рецепт, чтобы его прочитало большое количество людей, как привлечь внимание к этому рецепту. Предлагают варианты начала и конца текста. Например: Знаете ли вы, как вкусно и быстро накормить своих друзей?...; Этот рецепт для тех, кто любит угощать, но не любит долго готовить... И др. • Выслушивают варианты одноклассников. Оценивают грамотность составленного текста, последовательность, связность, логичность, эмоциональную окрашенность. Высказывают своё мнение. Отмечают наиболее интересные варианты. • Читают задание. Комментируют порядок выполнения. |
||||
Подведение итогов |
|||||
• Предлагает проанализировать, чему планировали учиться и чему научились, что узнали об именах существительных 2-го склонения. |
• Соотносят поставленную задачу и полученные на уроке результаты. Называют признаки имён существительных 2-го склонения, приводят примеры. Планируют дальнейшую деятельность. |
||||
Дополнительный материал: выставка кулинарных книг. |
|||||
Диагностика достижения планируемых результатов: из данного ряда слов выписать имена существительные 2-го склонения. Река, море, океан, ручей, лужа, родник, водопад, дорога, путь, город, село, деревня, окно, дом, дверь, крыльцо. |
|||||
Дополнительные творческие задания: составить рецепт любимого блюда. |
|||||
Самоанализ |
|||||
Достижения |
Сложности |
Предложения |
|||