2-е склонение имён существительных

Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков

2-е склонение имён существительных

Урок № 49


Тема: 2-е склонение имён существительных.

Тип: изучение нового материала.

Задачи:

• познакомить с признаками имён существительных 2-го склонения;

• учить определять принадлежность имён существительных ко 2-му склонению;

• развивать умение подбирать примеры имён существительных 2-го склонения.

Планируемые результаты

Предметные:

• определять принадлежность имён существительных ко 2-му склонению;

• подбирать примеры имён существительных 2-го склонения;

• составлять текст кулинарного рецепта.

Метапредметные:

• понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

• называть общие признаки предметов;

• делать вывод на основе выделения общих признаков;

• проверять правильность сделанных выводов — соотносить с образцом;

• соотносить поставленную задачу и полученные на уроке результаты.

Личностные:

• осознавать установку на безопасный, здоровый образ жизни.

Межпредметные связи: чтение (составление текста).

Ресурсы урока: учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; рабочая профамма.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Актуализация необходимых знаний

• Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию — из данного ряда слов выписать имена существительные 1-го склонения.

Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.

• После выполнения задания спрашивает, что могут рассказать учащиеся об оставшихся словах.

• Читают и выписывают слова по заданию. Обосновывают своё мнение, опираясь на знание признаков имён существительных 1-го склонения.

• Называют признаки оставшихся слов: часть речи, род, число и т. д.

Мотивация познавательной деятельности

• Просит предположить, будут ли данные слова (понедельник, вторник, четверг, воскресенье) относиться к одному и тому же склонению.

• Предлагает найти название темы урока на с. 93 в учебнике, поставить учебную задачу.

• Предполагают, что данные слова могут относиться к одному и тому же склонению, если при изменении по падежам будут иметь одинаковые окончания в одних и тех же падежах.

• Находят в учебнике тему урока. Определяют учебную задачу — узнать, какие имена существительные относятся ко 2-му склонению, учиться определять имена существительные 2-го склонения.

Организация познавательной деятельности

• Организует наблюдение за именами существительными по заданию к упр. 162 в учебнике.

• Предлагает выполнить задание к упр. 163 в учебнике, выбрав форму работы — индивидуально или в парах.

• Организует самостоятельную работу учащихся в парах по заданию к упр. 165 в учебнике.

• Создаст условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 164 в учебнике.

• После выполнения задания в классах со средним и высоким уровнем обученности может предложить составить текст кулинарного рецепта приготовления горячего бутерброда. Предлагает назвать продукты, необходимые для приготовления горячего бутерброда. Просит подобрать глаголы, которые помогут описать порядок действий.

• Предлагает придумать интересное начало и конец текста, чтобы рецептом заинтересовалось большое количество людей.

• Предлагает выслушать составленные тексты, оценить по выбранным критериям.

• Знакомит с домашним заданием — упр. 128 в рабочей тетради.

• Читают слова, выявляют сходство и различие. Указывают род, выделяют окончания. Определяют, что эти имена существительные относятся ко 2-му склонению. Самостоятельно выявляют признаки имён существительных 2-го склонения. Проверяют себя — соотносят сделанный вывод с правилом в учебнике. При необходимости корректируют.

• Читают задание, выбирают форму работы. Планируют действия. По окончании работы доказывают принадлежность данных и образованных имён существительных ко 2-му склонению, указывая их признаки.

• Читают задание. Определяют порядок выполнения. Обсуждают, как определить склонение имён существительных в косвенной форме. Обращаются к учебнику. Находят нужную информацию на с. 94. Выполняют задание. Представляют результаты.

• Читают стихотворение, объясняют значение выделенных слов. Выполняют задание. Обсуждают полученные результаты. Проводят самопроверку.

• Рассматривают книги рецептов. Обобщают, как составить рецепт. Обсуждают варианты. Делают выбор: белый хлеб, сыр, колбаса, помидоры, майонез, зелень. Называют и записывают действия: отрезать, нарезать, помыть, очистить, налить, распределить, выложить, поставить, включить, подождать, вытащить, украсить, подать и др.

• Обсуждают, где можно разместить рецепт, чтобы его прочитало большое количество людей, как привлечь внимание к этому рецепту.

Предлагают варианты начала и конца текста. Например: Знаете ли вы, как вкусно и быстро накормить своих друзей?...; Этот рецепт для тех, кто любит угощать, но не любит долго готовить... И др.

• Выслушивают варианты одноклассников. Оценивают грамотность составленного текста, последовательность, связность, логичность, эмоциональную окрашенность. Высказывают своё мнение. Отмечают наиболее интересные варианты.

• Читают задание. Комментируют порядок выполнения.

Подведение итогов

• Предлагает проанализировать, чему планировали учиться и чему научились, что узнали об именах существительных 2-го склонения.

• Соотносят поставленную задачу и полученные на уроке результаты. Называют признаки имён существительных 2-го склонения, приводят примеры. Планируют дальнейшую деятельность.

Дополнительный материал: выставка кулинарных книг.

Диагностика достижения планируемых результатов: из данного ряда слов выписать имена существительные 2-го склонения. Река, море, океан, ручей, лужа, родник, водопад, дорога, путь, город, село, деревня, окно, дом, дверь, крыльцо.

Дополнительные творческие задания: составить рецепт любимого блюда.

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения















Для любых предложений по сайту: [email protected]