Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков
2-е склонение имён существительных - Урок 2
Урок № 50
Тема: 2-е склонение имён существительных. |
Тип: повторение изученного материала. |
|||
Задачи: • учить определять принадлежность имён существительных ко 2-му склонению; • учить различать ударные и безударные падежные окончания имён существительных 2-го склонения; • развивать умение сравнивать имена существительные 1-го и 2-го склонения. |
||||
Планируемые результаты |
||||
Предметные: • определять принадлежность имён существительных ко 2-му склонению; • подбирать примеры имён существительных 2-го склонения; • сопоставлять ударные и безударные падежные окончания имён существительных 2-го склонения |
Метапредметные: • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; • планировать действия для решения поставленной задачи; • анализировать сведения, представленные в таблице, делать выводы; • сопоставлять сделанный вывод с образцом, вносить изменения и дополнения; • проводить самопроверку, самооценку. |
Личностные: • осознавать ответственность за результаты учебной деятельности. |
||
Межпредметные связи: чтение, математика, окружающий мир (работа с таблицами). |
||||
Ресурсы урока: учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; рабочая программа. |
||||
Ход урока |
||||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
|||
Актуализация необходимых знаний |
||||
• Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию — записать словосочетания из данных глаголов с именами существительными 1-го склонения сначала с ударными окончаниями, а затем с безударными, выделить окончания. Объяснить, как можно проверить написание безударных окончаний имён существительных. Взять из (земля, тарелка), приготовить из (лапша, вишня, черешня), приделать к (палка, сосна, лодка), идти по (просека, роса, тропинка), сидеть на (берёзка, ольха, осинка), жить в (пещера, нора, берлога). |
• Выполняют задание самостоятельно. По окончании обсуждают полученные результаты. Уточняют способы проверки написания безударных окончаний имён существительных 1-го склонения. |
|||
Мотивация познавательной деятельности |
||||
• Задаёт проблемный вопрос: Можно ли таким же образом проверить написание безударных окончаний имён существительных 2-го склонения? • Нацеливает на определение темы, постановку учебной задачи. |
• Высказывают предположение о возможности проверки таким же образом. Обосновывают своё мнение. • Находят в учебнике с. 95, читают название темы урока, ставят учебную задачу — учиться писать падежные окончания имён существительных 2-го склонения. |
|||
Организация познавательной деятельности |
||||
• Просит предположить, какие действия нужно выполнить, чтобы решить поставленную задачу, опираясь на задания к упр. 166 в учебнике. • Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию к упр. 167 в учебнике. • Предлагает самостоятельно выполнить задание к упр. 168 в учебнике. • В зависимости от уровня обученности класса может предложить выполнить задания. Задание 1. К данным глаголам приписать имена существительные 2-го склонения сначала с ударными окончаниями, а затем с безударными, выделить окончания. Объяснить, как можно проверить написание безударных окончаний имён существительных. Сидели на (ковёр, диван, стул), хранились в (стол, сейф, буфет), полоскали в (ведро, корыто, озеро), приехали в (декабрь, апрель, июнь), вспоминали о (костёр, сбор, праздник). Задание 2. Написать зрительный диктант. Снег идёт. Всё небо и весь воздух были полны снежинок. Они летали, кружились и падали. Они ложились на чёрную грязь на дороге, лежали на крыше, на каждой ступеньке крыльца. Таня подставила ладонь, они и на ладонь упали. Но Таня не успела их разглядеть. Снежинки растаяли на тёплой ладони. (По Л. Воронковой) • Предлагает ознакомиться с домашним заданием — упр. 129 в рабочей тетради. |
• Рассматривают таблицу. Предполагают, что необходимо сравнить написание ударных и безударных окончаний имён существительных 2-го склонения. Выполняют задание. Сравнивают написание окончаний. Делают вывод. Проверяют себя — соотносят сделанный вывод с информацией, представленной на с. 96 в учебнике. При необходимости вносят изменения и исправления. • Самостоятельно читают и выполняют задание. По окончании проводят самопроверку — соотносят с таблицей на с. 95. • Читают задание. Комментируют порядок выполнения. Работают самостоятельно. После выполнения обсуждают полученные результаты. • Выполняют задания. Проверяют написание безударных окончаний по ударным окончаниям имён существительных 2-го склонения. Читают текст. Объясняют написание изученных орфограмм. Записывают текст под диктовку. Проводят самопроверку — соотносят с образцом. • Читают задание. Комментируют порядок выполнения. |
|||
Подведение итогов |
||||
• Предлагает обобщить, что узнали об именах существительных 2-го склонения, чему научились, определить, решена ли поставленная задача. |
• Обобщают полученные сведения. Сопоставляют поставленную задачу и результаты урока. Делают выводы. |
|||
Дополнительный материал: Сборник диктантов и самостоятельных работ (объяснительные (предупредительные) диктанты, с. 129 («Полярная сова»). |
||||
Диагностика достижения планируемых результатов: просклонять данные имена существительные, выделить окончания. Ковёр, диван, декабрь, апрель, ведро, озеро. |
||||
Дополнительные творческие задания: составить задания по изучаемой теме для одноклассников. |
||||
Самоанализ |
||||
Достижения |
Сложности |
Предложения |
||