Предложение. Виды предложений

Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков

Предложение. Виды предложений

Урок № 5


Тема: Предложение. Виды предложений.

Тип: повторение изученного материала.

Задачи:

• уточнить признаки предложений, различных по цели высказывания;

• учить произносить предложения, соблюдая логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения;

• развивать умение составлять предложение из слов, текст из предложений.

Планируемые результаты

Предметные:

• находить в тексте предложения, различные по цели высказывания;

• составлять предложения, различные по цели высказывания;

• соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения.

Метапредметные:

• понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

• классифицировать объекты по существенным признакам;

• обосновывать своё мнение;

• оценивать результаты деятельности;

• выявлять причины успешности/неуспешное™ учебной деятельности.

Личностные:

• осознавать эстетические потребности при чтении текстов.

Межпредметные связи: чтение (работа над выразительностью чтения).

Ресурсы урока: учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; рабочая программа.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

• Предлагает найти в содержании учебника на с. 145 изучаемый раздел, уточнить, какие темы в нём изучаются, определить тему урока, объяснить последовательность изучения тем.

• Помогает сформулировать учебную задачу.

• Включает учащихся в игру «Оратор» — за одну минуту необходимо убедить одноклассников в важности изучения темы урока.

• В содержании учебника находят изучаемый раздел «Повторение», называют темы раздела и тему урока: «Предложение». Высказывают мнения о том, почему темы изучаются именно в таком порядке.

• Находят в учебнике с. 13, читают тему урока, уточняют тему: «Предложение. Виды предложений», рассматривают с. 13, 14. Формулируют учебную задачу — находить и составлять предложения, различные по цели высказывания.

• В течение небольшого времени готовят речь. По желанию произносят её перед одноклассниками. Выслушивают друг друга.

Актуализация необходимых знаний

• Выразительно читает текст, предлагает определить количество предложений, привести доказательства правильности ответа.

Ночная гроза.

Ночью была гроза. Ветер и дождь стучали в окно. Над крышей трещали громовые раскаты. Вся комната освещалась молнией.

Утро после грозы было ясное. Взошло солнышко и осветило верхушки деревьев. Земля ещё не просохла от дождя и была холодная и сырая.

(О. Перовская)

• Слушают текст, обращая внимание на изменение силы голоса и паузы. Подсчитывают и называют количество предложений (включая заголовок) — 8. Обосновывают своё мнение, указывая на признаки предложения

Организация познавательной деятельности

• Проводит беседу по содержанию текста стихотворения из упр. 12 учебника.

• Организует письмо по памяти данного стихотворения.

• Предлагает прочитать задание к упр. 13 в учебнике, определить последовательность действий.

• Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию к упр. 14 в учебнике. Обращает внимание на значимость в устной речи интонации, логического (смыслового) ударения, пауз.

• Предлагает уточнить, какие пунктуационные знаки, кроме точки, обозначают конец предложения в письменной речи, от чего зависит выбор знака.

• Создаёт условия для работы над упр. 15 в учебнике. Просит прочитать задание, определить, какие знания и умения понадобятся для выполнения данного упражнения.

• Предлагает рассмотреть упр. 18 в рабочей тетради для домашнего задания.

• Читают текст стихотворения. Делятся впечатлениями, рассказывают о том, что представили при чтении каждого предложения, какие слова в переносном значении помогли «оживить» картину рассвета.

• Готовятся к письму по памяти. Записывают текст. Соотносят с образцом, проводят самопроверку и самооценку.

• Читают задание. Планируют порядок выполнения: составить из слов предложения, из предложений текст, определить тему, продолжить текст, записав одно-два предложения. Самостоятельно выполняют задание. В парах обсуждают полученные варианты текстов. При необходимости обсуждают в классе.

• Читают стихотворение. Делают вывод о том, что в тексте не хватает знаков препинания, которые обозначают начало и конец предложения. Высказывают мнение, что в устной речи важную роль играют интонация, логическое ударение и паузы. Самостоятельно расставляют знаки препинания. Представляют готовые тексты одноклассникам. При необходимости вносят коррективы.

• Называют другие пунктуационные знаки — вопросительный и восклицательный. Рассуждают о том, что выбор знака зависит от цели высказывания. Вспоминают виды предложений по цели высказывания. Проверяют себя по учебнику (с. 14).

• Читают задание. Уточняют, что необходимо знать виды предложений по цели высказывания, а также уметь решать орфографические задачи, определять грамматическую основу предложения. При необходимости для слабых учащихся в классе этот материал повторяется. Выполняют задание самостоятельно. Результаты выполнения обсуждают в классе.

• Читают задание. При возникновении затруднений задают вопросы.

Подведение итогов

• Предлагает уточнить, что уже знали по теме урока, что нового узнали, чему научились, выявить задания, выполнение которых вызвало затруднения, причины затруднений, пути выхода из ситуации.

• Анализируют результаты, полученные в ходе урока. Выявляют причины успешности/неуспешности, планируют дальнейшую деятельность.

Дополнительный материал: Сборник диктантов и самостоятельных работ (работа над предложением и текстом, с. 105, задание 2).

Диагностика достижения планируемых результатов: выполнить упр. 17 в рабочей тетради.

Дополнительные творческие задания: придумать сказку о пунктуационных знаках.

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения















Для любых предложений по сайту: [email protected]