Творительный падеж - Урок 2

Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков

Творительный падеж - Урок 2

Урок № 65


Тема: Творительный падеж.

Тип: повторение изученного материала.

Задачи:

• развивать умение объяснять написание безударных окончаний имён существительных в творительном падеже;

• развивать умение проверять написание безударных окончаний имён существительных в творительном падеже;

• учить контролировать правильность написания безударного падежного окончания имён существительных.

Планируемые результаты

Предметные:

• называть признаки имён существительных в творительном падеже;

• объяснять написание безударных окончаний имён существительных в творительном падеже после шипящих и буквы ц;

• правильно писать безударные окончания имён существительных в творительном падеже.

Метапредметные:

• понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

• оценивать достаточность или недостаточность имеющейся информации по теме;

• делать выводы на основе анализа информации;

• проводить взаимооценку, самооценку;

• вносить необходимые коррективы в действие на основе учёта сделанных ошибок.

Личностные:

• осознавать ответственность за собственные поступки.

Межпредметные связи: чтение (работа над пословицами).

Ресурсы урока: учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; рабочая программа.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Актуализация необходимых знаний

• Предлагает выбрать верные утверждения, доказать правильность выбора.

[ ] Имена существительные в творительном падеже отвечают на вопросы о ком? о чём?

[ ] Имена существительные в творительном падеже отвечают на вопросы кем? чем?

[ ] Имена существительные в творительном падеже употребляются с предлогами о, в, на, при.

[ ] Имена существительные в творительном падеже употребляются с предлогами с, за, под, над, между.

[ ] Имена существительные 1-го склонения в творительном падеже имеют окончания -ой, -ей.

[ ] Имена существительные 2-го склонения в творительном падеже имеют окончания -ом, -ем, -ём.

[ ] Имена существительные 3-го склонения в творительном падеже имеют окончание -ю.

[ ] Имена существительные в творительном падеже в предложении могут быть главными членами предложения.

[ ] Имена существительные в творительном падеже в предложении могут быть второстепенными членами предложения.

[ ] В окончаниях имён существительных после шипящих ицв творительном падеже под ударением пишется буква о, без ударения — буква е.

• Читают высказывания. Выбирают верные. Обосновывают своё мнение.

Мотивация познавательной деятельности

• Предлагает назвать утверждение, которое вызвало затруднение, определить тему, поставить учебную задачу.

• Рассуждают о том, что последнее утверждение вызвало затруднение. Формулируют тему: «Творительный падеж имён существительных». Ставят задачу — учиться писать безударные окончания имён существительных в творительном падеже, в том числе после шипящих и буквы ц.

Организация познавательной деятельности

• Предлагает провести исследование по заданию к упр. 2.22 в учебнике.

• Организует самостоятельную деятельность учащихся в парах по заданию к упр. 223 в учебнике.

• Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 225 в учебнике.

• Предлагает выполнить задание к упр. 226 в учебнике.

• Организует самостоятельную работу учащихся по заданию к упр. 224 в учебнике.

• Вовлекает в беседу — просит объяснить смысл последней пословицы, нацеливает на создание текста. В качестве дополнительного материала может предложить пословицы на тему трудолюбия, ответственности за начатое дело.

• Знакомит с домашним заданием — упр. 153 в рабочей тетради.

• Читают пары имён существительных. Доказывают их принадлежность к форме творительного падежа, опираясь на изученные признаки. Проводят наблюдение за написанием букв перед окончанием в зависимости от места ударения. Делают вывод о том, в каких случаях после шипящих и буквы ц пишется буква о, а когда — е. Проверяют сделанный вывод по учебнику.

• Читают задание. Определяют последовательность действий. По окончании работы проводят взаимопроверку в парах. При возникновении затруднений обращаются за помощью к классу.

• Читают задание. Комментируют порядок выполнения. По окончании работы представляют результаты. Доказывают правильность выполнения задания. Проводят самопроверку.

• Самостоятельно читают задание. Называют последовательность действий. После выполнения задания доказывают, что оно выполнено верно. Обобщают сведения о правописании безударных окончаний имён существительных в творительном падеже, а также после шипящих и буквы ц.

• Самостоятельно читают и выполняют задание. Проводят взаимопроверку.

• Объясняют значение пословицы. Высказывают мнения о том, как важно держать своё слово. Приводят примеры из личного опыта. Составляют и представляют тексты. Выслушивают друг друга. Обмениваются мнениями.

• Читают задание. Комментируют выполнение.

Подведение итогов

• Предлагает вернуться к высказываниям, данным в начале урока, определить верные, провести самооценку. Просит учащихся высказать свою точку зрения по вопросу решения задачи урока.

• Отмечают верные высказывания. С опорой на них обобщают знания о творительном падеже имён существительных. Анализируют результаты работы на уроке.

Дополнительный материал: пословицы и поговорки о трудолюбии, ответственности.

Гром не грянет — мужик не перекрестится.

В одно ухо влетает, в другое вылетает.

Как с гуся вода.

Взялся за гуж — не говори, что не дюж.

Слово не воробей: вылетит — не поймаешь.

Всякий человек на деле познаётся.

В ком есть стыд, в том есть и совесть.

Моя хата с краю — ничего не знаю.

Диагностика достижения планируемых результатов: определить падеж, склонение имён существительных, вписать окончания.

Дружить с Миш... , летели над мор... , угостил борщ... , построил под крыш... , гордился товарищ... , любовался кольц... , стал врач... , миска с фарш... , извинился перед бабуш к... , нашёл под берёз... .

Дополнительные творческие задания: сочинить сказку о ленивом ученике.

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения















Для любых предложений по сайту: [email protected]