Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков
Творительный падеж - Урок 2
Урок № 65
Тема: Творительный падеж. |
Тип: повторение изученного материала. |
||||||
Задачи: • развивать умение объяснять написание безударных окончаний имён существительных в творительном падеже; • развивать умение проверять написание безударных окончаний имён существительных в творительном падеже; • учить контролировать правильность написания безударного падежного окончания имён существительных. |
|||||||
Планируемые результаты |
|||||||
Предметные: • называть признаки имён существительных в творительном падеже; • объяснять написание безударных окончаний имён существительных в творительном падеже после шипящих и буквы ц; • правильно писать безударные окончания имён существительных в творительном падеже. |
Метапредметные: • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; • оценивать достаточность или недостаточность имеющейся информации по теме; • делать выводы на основе анализа информации; • проводить взаимооценку, самооценку; • вносить необходимые коррективы в действие на основе учёта сделанных ошибок. |
Личностные: • осознавать ответственность за собственные поступки. |
|||||
Межпредметные связи: чтение (работа над пословицами). |
|||||||
Ресурсы урока: учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; рабочая программа. |
|||||||
Ход урока |
|||||||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
||||||
Актуализация необходимых знаний |
|||||||
• Предлагает выбрать верные утверждения, доказать правильность выбора. [ ] Имена существительные в творительном падеже отвечают на вопросы о ком? о чём? [ ] Имена существительные в творительном падеже отвечают на вопросы кем? чем? [ ] Имена существительные в творительном падеже употребляются с предлогами о, в, на, при. [ ] Имена существительные в творительном падеже употребляются с предлогами с, за, под, над, между. [ ] Имена существительные 1-го склонения в творительном падеже имеют окончания -ой, -ей. [ ] Имена существительные 2-го склонения в творительном падеже имеют окончания -ом, -ем, -ём. [ ] Имена существительные 3-го склонения в творительном падеже имеют окончание -ю. [ ] Имена существительные в творительном падеже в предложении могут быть главными членами предложения. [ ] Имена существительные в творительном падеже в предложении могут быть второстепенными членами предложения. [ ] В окончаниях имён существительных после шипящих ицв творительном падеже под ударением пишется буква о, без ударения — буква е. |
• Читают высказывания. Выбирают верные. Обосновывают своё мнение. |
||||||
Мотивация познавательной деятельности |
|||||||
• Предлагает назвать утверждение, которое вызвало затруднение, определить тему, поставить учебную задачу. |
• Рассуждают о том, что последнее утверждение вызвало затруднение. Формулируют тему: «Творительный падеж имён существительных». Ставят задачу — учиться писать безударные окончания имён существительных в творительном падеже, в том числе после шипящих и буквы ц. |
||||||
Организация познавательной деятельности |
|||||||
• Предлагает провести исследование по заданию к упр. 2.22 в учебнике. • Организует самостоятельную деятельность учащихся в парах по заданию к упр. 223 в учебнике. • Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 225 в учебнике. • Предлагает выполнить задание к упр. 226 в учебнике. • Организует самостоятельную работу учащихся по заданию к упр. 224 в учебнике. • Вовлекает в беседу — просит объяснить смысл последней пословицы, нацеливает на создание текста. В качестве дополнительного материала может предложить пословицы на тему трудолюбия, ответственности за начатое дело. • Знакомит с домашним заданием — упр. 153 в рабочей тетради. |
• Читают пары имён существительных. Доказывают их принадлежность к форме творительного падежа, опираясь на изученные признаки. Проводят наблюдение за написанием букв перед окончанием в зависимости от места ударения. Делают вывод о том, в каких случаях после шипящих и буквы ц пишется буква о, а когда — е. Проверяют сделанный вывод по учебнику. • Читают задание. Определяют последовательность действий. По окончании работы проводят взаимопроверку в парах. При возникновении затруднений обращаются за помощью к классу. • Читают задание. Комментируют порядок выполнения. По окончании работы представляют результаты. Доказывают правильность выполнения задания. Проводят самопроверку. • Самостоятельно читают задание. Называют последовательность действий. После выполнения задания доказывают, что оно выполнено верно. Обобщают сведения о правописании безударных окончаний имён существительных в творительном падеже, а также после шипящих и буквы ц. • Самостоятельно читают и выполняют задание. Проводят взаимопроверку. • Объясняют значение пословицы. Высказывают мнения о том, как важно держать своё слово. Приводят примеры из личного опыта. Составляют и представляют тексты. Выслушивают друг друга. Обмениваются мнениями. • Читают задание. Комментируют выполнение. |
||||||
Подведение итогов |
|||||||
• Предлагает вернуться к высказываниям, данным в начале урока, определить верные, провести самооценку. Просит учащихся высказать свою точку зрения по вопросу решения задачи урока. |
• Отмечают верные высказывания. С опорой на них обобщают знания о творительном падеже имён существительных. Анализируют результаты работы на уроке. |
||||||
Дополнительный материал: пословицы и поговорки о трудолюбии, ответственности. Гром не грянет — мужик не перекрестится. В одно ухо влетает, в другое вылетает. Как с гуся вода. Взялся за гуж — не говори, что не дюж. Слово не воробей: вылетит — не поймаешь. Всякий человек на деле познаётся. В ком есть стыд, в том есть и совесть. Моя хата с краю — ничего не знаю. |
|||||||
Диагностика достижения планируемых результатов: определить падеж, склонение имён существительных, вписать окончания. Дружить с Миш... , летели над мор... , угостил борщ... , построил под крыш... , гордился товарищ... , любовался кольц... , стал врач... , миска с фарш... , извинился перед бабуш к... , нашёл под берёз... . |
|||||||
Дополнительные творческие задания: сочинить сказку о ленивом ученике. |
|||||||
Самоанализ |
|||||||
Достижения |
Сложности |
Предложения |
|||||