Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков
Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах
Урок № 68
Тема: Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах. |
Тип: повторение изученного материла. |
||||||||
Задачи: • развивать умение устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания; • учить сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания -е, -и; • учить контролировать правильность написания безударного падежного окончания имён существительных. |
|||||||||
Планируемые результаты |
|||||||||
Предметные: • устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания; • выбирать нужный способ проверки при написании окончания; • обосновывать написание безударного падежного окончания; • находить и исправлять ошибки при написании безударного падежного окончания. |
Метапредметные: • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; • выбирать действия для решения поставленной задачи; • работать с информацией, представленной в таблице; • составлять сообщение по таблице; • составлять алгоритм действий для решения орфографической задачи. |
Личностные: • осознавать важность процесса получения новых знаний, ответственность за выбор своих действий. |
|||||||
Межпредметные связи: окружающий мир, технология, математика (заполнение таблицы). |
|||||||||
Ресурсы урока: учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; рабочая программа. |
|||||||||
Ход урока |
|||||||||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
||||||||
Мотивация познавательной деятельности |
|||||||||
• Предлагает найти тему урока в учебнике, прочитать. • Нацеливает на постановку задачи — уяснить, от чего зависит правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах. |
• Находят в учебнике с. 124. Читают название темы. • Отвечают на поставленный вопрос, опираясь на полученные ранее сведения. Ставят учебную задачу — учиться писать безударные падежные окончания имён существительных. |
||||||||
Актуализация необходимых знаний |
|||||||||
• Организует самостоятельную деятельность учащихся в парах по заданию к упр. 234 в учебнике. |
• Читают стихотворение. Делятся впечатлениями. Сравнивают имена существительные, имеющие одинаковые окончания. Объясняют правописание окончаний в этих именах существительных. Делают выводы. |
||||||||
Организация познавательной деятельности |
|||||||||
• Предлагает вариативное задание. Задание 1. Прочитать высказывания, определить и отметить одним условным значком формы имён существительных, в которых пишется окончание -е, а другим условным значком — формы имён существительных, в которых пишется окончание -и. [ ] У имён существительных 1-го склонения в дательном падеже. [ ] У имён существительных 1-го склонения в родительном падеже. [ ] У имён существительных 3-го склонения в предложном падеже. [ ] У имён существительных 2-го склонения в предложном падеже. [ ] У имён существительных 3-го склонения в родительном падеже. [ ] У имён существительных 1-го склонения в предложном падеже. [ ] У имён существительных 3-го склонения в дательном падеже. Задание 2. Прочитать название таблицы, заполнить её самостоятельно. |
• Слушают и выбирают задание. Работают самостоятельно. • Соотносят с образцом в упр. 235. Проводят самопроверку и самооценку. При необходимости находят и исправляют ошибки. Составляют сообщение о том, какие падежные окончания требуют проверки, называют способы проверки. • Записывают имена существительные в нужной падежной форме, определяют склонение, выделяют окончание. • Называют случаи совпадения и расхождения написания безударных окончаний. Объясняют, что написание безударных падежных окончаний имён существительных зависит от склонения и падежа. • Читают задание. При необходимости задают уточняющие вопросы. |
||||||||
Окончания имён существительных |
|||||||||
Падеж |
1-е скл. |
2-е скл. |
3-е скл. |
||||||
Р. |
|||||||||
Д |
|||||||||
П. |
|||||||||
• По окончании работы предлагает провести самопроверку — обратиться к упр. 235 в учебнике. • Организует самостоятельную деятельность учащихся — предлагает записать данные имена существительные сначала в родительном, затем в дательном и предложном падежах с предлогами, объяснить написание окончаний. Ночь, ночка, площадь, площадка, кость, косточка, капель, капелька, гармонь, гармошка, кровать, кроватка, помощь, помощница, соль, солонка, боль, больница, шалость, шалунья. • Просит определить, в каких случаях безударные падежные окончания совпали. в каких — отличаются, объяснить причину. • Предлагает ознакомиться с домашним заданием — упр. 158 в рабочей тетради. |
|||||||||
Подведение итогов |
|||||||||
• Предлагает вспомнить учебную задачу, сказать, чему планировали учиться, чему научились, чему предстоит учиться. Просит выделить трудности, с которыми столкнулись, определить причины успешности/неуспешности. |
• Называют учебную задачу, анализируют степень её решения. Делают выводы. |
||||||||
Дополнительный материал: подобрать к данным словам подходящие по смыслу имена существительные с безударными окончаниями -е, -и, записать словосочетания, выделить безударные окончания, объяснить их написание. Окраина ... , голос ... , с ветки ... , ехать на ... , жить в ... , смеяться от ... , лежать в ... , выйти из ... , стакан ... , варенье из ... , подъехать к ... , написать о ... , закричать от ... , работать по ... , думать о ... . |
|||||||||
Диагностика достижения планируемых результатов: выполнить задание к упр. 158 в рабочей тетради. |
|||||||||
Дополнительные творческие задания: составить памятку «Как проверить безударные падежные окончания имён существительных». |
|||||||||
Самоанализ |
|||||||||
Достижения |
Сложности |
Предложения |
|||||||