Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах

Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков

Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах

Урок № 68


Тема: Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах.

Тип: повторение изученного материла.

Задачи:

• развивать умение устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания;

• учить сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания -е, -и;

• учить контролировать правильность написания безударного падежного окончания имён существительных.

Планируемые результаты

Предметные:

• устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания;

• выбирать нужный способ проверки при написании окончания;

• обосновывать написание безударного падежного окончания;

• находить и исправлять ошибки при написании безударного падежного окончания.

Метапредметные:

• понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

• выбирать действия для решения поставленной задачи;

• работать с информацией, представленной в таблице;

• составлять сообщение по таблице;

• составлять алгоритм действий для решения орфографической задачи.

Личностные:

• осознавать важность процесса получения новых знаний, ответственность за выбор своих действий.

Межпредметные связи: окружающий мир, технология, математика (заполнение таблицы).

Ресурсы урока: учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; рабочая программа.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

• Предлагает найти тему урока в учебнике, прочитать.

• Нацеливает на постановку задачи — уяснить, от чего зависит правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах.

• Находят в учебнике с. 124. Читают название темы.

• Отвечают на поставленный вопрос, опираясь на полученные ранее сведения. Ставят учебную задачу — учиться писать безударные падежные окончания имён существительных.

Актуализация необходимых знаний

• Организует самостоятельную деятельность учащихся в парах по заданию к упр. 234 в учебнике.

• Читают стихотворение. Делятся впечатлениями. Сравнивают имена существительные, имеющие одинаковые окончания. Объясняют правописание окончаний в этих именах существительных. Делают выводы.

Организация познавательной деятельности

• Предлагает вариативное задание.

Задание 1. Прочитать высказывания, определить и отметить одним условным значком формы имён существительных, в которых пишется окончание -е, а другим условным значком — формы имён существительных, в которых пишется окончание -и.

[ ] У имён существительных 1-го склонения в дательном падеже.

[ ] У имён существительных 1-го склонения в родительном падеже.

[ ] У имён существительных 3-го склонения в предложном падеже.

[ ] У имён существительных 2-го склонения в предложном падеже.

[ ] У имён существительных 3-го склонения в родительном падеже.

[ ] У имён существительных 1-го склонения в предложном падеже.

[ ] У имён существительных 3-го склонения в дательном падеже.

Задание 2. Прочитать название таблицы, заполнить её самостоятельно.

• Слушают и выбирают задание. Работают самостоятельно.

• Соотносят с образцом в упр. 235. Проводят самопроверку и самооценку. При необходимости находят и исправляют ошибки. Составляют сообщение о том, какие падежные окончания требуют проверки, называют способы проверки.

• Записывают имена существительные в нужной падежной форме, определяют склонение, выделяют окончание.

• Называют случаи совпадения и расхождения написания безударных окончаний. Объясняют, что написание безударных падежных окончаний имён существительных зависит от склонения и падежа.

• Читают задание. При необходимости задают уточняющие вопросы.


Окончания имён существительных


Падеж

1-е скл.

2-е скл.

3-е скл.

Р.




Д




П.




• По окончании работы предлагает провести самопроверку — обратиться к упр. 235 в учебнике.

• Организует самостоятельную деятельность учащихся — предлагает записать данные имена существительные сначала в родительном, затем в дательном и предложном падежах с предлогами, объяснить написание окончаний.

Ночь, ночка, площадь, площадка, кость, косточка, капель, капелька, гармонь, гармошка, кровать, кроватка, помощь, помощница, соль, солонка, боль, больница, шалость, шалунья.

• Просит определить, в каких случаях безударные падежные окончания совпали. в каких — отличаются, объяснить причину.

• Предлагает ознакомиться с домашним заданием — упр. 158 в рабочей тетради.

Подведение итогов

• Предлагает вспомнить учебную задачу, сказать, чему планировали учиться, чему научились, чему предстоит учиться. Просит выделить трудности, с которыми столкнулись, определить причины успешности/неуспешности.

• Называют учебную задачу, анализируют степень её решения. Делают выводы.

Дополнительный материал: подобрать к данным словам подходящие по смыслу имена существительные с безударными окончаниями -е, -и, записать словосочетания, выделить безударные окончания, объяснить их написание.

Окраина ... , голос ... , с ветки ... , ехать на ... , жить в ... , смеяться от ... , лежать в ... , выйти из ... , стакан ... , варенье из ... , подъехать к ... , написать о ... , закричать от ... , работать по ... , думать о ... .

Диагностика достижения планируемых результатов: выполнить задание к упр. 158 в рабочей тетради.

Дополнительные творческие задания: составить памятку «Как проверить безударные падежные окончания имён существительных».

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения















Для любых предложений по сайту: [email protected]