Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков
Обращение
Урок № 8
Тема: Обращение. |
Tип: повторение изученного материала. |
||
Задачи: • развивать умение находить в предложении обращение; • формировать умение составлять предложения с обращением; • учить выделять обращение на письме в начале, середине и конце предложения. |
|||
Планируемые результаты |
|||
Предметные: • находить обращения в предложении; • составлять предложения с обращением; • выделять обращение на письме. |
Метапредметные: • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; • относить к тому или иному понятию на основе выделения существенных признаков; • проводить взаимопроверку, взаимооценку. |
Личностные: • проявлять уважительное отношение к окружающим при обращении. |
|
Межпредметные связи: чтение (работа над выразительностью чтения). |
|||
Ресурсы урока: учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; рабочая программа. |
|||
Ход урока |
|||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
||
Мотивация познавательной деятельности |
|||
• Предлагает прослушать стихотворение, определить тему, учебную задачу, предположить, на какие вопросы можно будет получить ответы на уроке. Всем нам при общении Поможет обращение. К людям, звёздам или птицам Можно смело обратиться. Только, друг, не забывай: Запятые расставляй! (А. Косоговский) |
• Слушают чтение учителя. Предполагают, что тема урока — «Обращение», ставят учебную задачу — уточнить, что такое обращение, научиться находить его в предложении, правильно ставить знаки препинания. |
||
Актуализация необходимых знаний |
|||
• Предлагает выполнить упр. 20 в учебнике в парах, по итогам работы собрать информацию об обращении, соотнести со сведениями на с. 17 в учебнике. |
• Читают и выполняют задание в парах: вспоминают, что такое обращение, какова его роль в предложении, наблюдают за выделением обращения с помощью интонации, обращают внимание на постановку знаков препинания. По окончании работы во фронтальной беседе обмениваются сведениями с одноклассниками, обобщают информацию об обращении, соотносят свои выводы с текстом на с. 17 в учебнике. |
||
Организация познавательной деятельности |
|||
• Создаёт условия для самостоятельной работы в парах по заданию упр. 21 в учебнике. • Организует самостоятельную индивидуальную деятельность учащихся по заданию к упр. 24 в рабочей тетради. • Проводит комментированное письмо — запись предложений под диктовку, объяснение постановки знаков препинания. Дима, прочитай книгу о животных. Вы меня очень порадовали, друзья. Черёмуха, о чём ты мечтаешь? Куда ты, тропинка, меня привела? Где, лисичка, твоя норка? Лена, немедленно вымой руки! Как мы рады твоему приходу, осень! • Предлагает выполнить задание: записать по образцу предложения, сделав их побудительными по цели высказывания: Катя читает книгу о природе. — Катя, читай книгу о природе! Мальчики собираются принять участие в соревнованиях по футболу. Пятиклассники летом отправятся в поход. Старшеклассники заботятся о младших школьниках. Учащиеся активно занимаются спортом. • Предлагает выполнить упр. 22 в учебнике. Обращает внимание на употребление слов здорово и здравствуй. • Проводит беседу о правильном обращении к знакомым и незнакомым сверстникам, взрослым и пожилым людям. • Предлагает составить и инсценировать ситуации обращения с разной целью. • Знакомит с заданием к упр. 25 в учебнике для домашней работы. |
• Выполняют задание: выразительно читают данные предложения, находят сходство и различие: во всех предложениях имеется обращение, оно находится в разных частях предложения, от этого зависит постановка знаков препинания. Объясняют постановку запятых. Составляют свои предложения с обращением, проговаривают друг другу. Некоторые варианты проговариваются и обсуждаются в классе. • Самостоятельно читают и выполняют задание. При необходимости задают уточняющие вопросы. По окончании проводят взаимопроверку. • Слушают предложения. Записывают под диктовку с комментированием. По окончании проводят взаимопроверку. • Анализируют образец, комментируют постановку знаков препинания. Самостоятельно выполняют задание. По окончании представляют полученные результаты. • Читают и выполняют задание. Высказывают мнение об употреблении слов здорово и здравствуй. • Включаются в беседу. Приводят примеры из личного опыта. • Работают по выбору в парах или группах. Разыгрывают речевые ситуации, показывают одноклассникам. • Рассматривают задание. При необходимости задают дополнительные вопросы. |
||
Подведение итогов |
|||
• Предлагает обратиться к одноклассникам с вопросами по теме урока, чтобы определить, чему планировали учиться и чему научились. Например: Дима, что ты узнал об обращении? |
• Составляют и задают вопросы с обращением. Анализируют полученную информацию. |
||
Дополнительный материал: Сборник диктантов и самостоятельных работ (комментированное письмо, с. 106, задание 2). |
|||
Диагностика достижения планируемых результатов: выполнить упр. 26 в рабочей тетради. |
|||
Дополнительные творческие задания: составить необычные обращения-просьбы к неодушевлённым предметам. |
|||
Самоанализ |
|||
Достижения |
Сложности |
Предложения |
|