Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков
Творительный и предложный падежи
Урок № 97
Тема: Творительный и предложный падежи. |
Тип: изучение нового материала. |
||
Задачи: • развивать умение определять падеж имён прилагательных единственного числа; • учить различать имена прилагательные мужского и среднего рода единственного числа в творительном и предложном падежах; • развивать умение образовывать форму творительного и предложного падежей имён прилагательных единственного числа. |
|||
Планируемые результаты |
|||
Предметные: • сравнивать окончания имён прилагательных творительного и предложного падежей единственного числа; • определять падеж имён прилагательных мужского и среднего рода единственного числа; • образовывать форму творительного и предложного падежей имён прилагательных единственного числа; • выбирать рациональный способ проверки безударного падежного окончания имён прилагательных. |
Метапредметные: • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; • учитывать разные мнения в сотрудничестве; • грамотно участвовать в диалоге; • использовать знания из разных областей для решения проблемы; • выявлять затруднение и искать выход из сложившейся ситуации; • делать выводы на основе наблюдения и обобщения. |
Личностные: • нести ответственность за собственные поступки и решения; • адекватно оценивать свои действия. |
|
Межпредметные связи: математика, окружающий мир (работа со схемами). |
|||
Ресурсы урока: учебник, ч. 2; рабочая тетрадь, ч. 2; рабочая программа. |
|||
Ход урока |
|||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
||
Актуализация необходимых знаний |
|||
• Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию — предлагает правильно соединить линией падеж имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе с падежными окончаниями. И. п. -ому, -ему Р. п. -ого, -его Д. п. -ое, -ее, -ой, -ый, -ий • Задаёт уточняющий вопрос: Какой изученный падеж в задание не включён? Почему? |
• Выполняют задание. Проверяют по учебнику. • Уточняют, что в задание не включён винительный падеж, поскольку следует различать окончания имён прилагательных в данном падеже в словосочетаниях с одушевлёнными и неодушевлёнными именами существительными. |
||
Мотивация познавательной деятельности |
|||
• Спрашивает, какие ещё падежи в задание не включены. Помогает сформулировать тему, учебную задачу урока на основе выполненного здания. |
• Рассуждают об отсутствии в задании творительного и предложного падежей. Находят тему в учебнике на с. 25. Ставят учебную задачу — учиться выделять и правильно писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода единственного числа в творительном и предложном падежах. |
||
Организация познавательной деятельности |
|||
• Организует наблюдение за именами прилагательными в творительном и предложном падежах по заданию к упр. 50 в учебнике. • Создаёт условия для самостоятельной работы учащихся по заданию к упр. 51 в учебнике. • Предлагает выполнить задание к упр. 52 в учебнике. Обращает внимание на то, что это задание повышенной трудности. Советует выбрать форму работы — индивидуально или в парах. • Знакомит с домашним заданием — упр. 33 в рабочей тетради. |
• Рассматривают данные схемы. Делают вывод, по каким признакам можно различить имена прилагательные в творительном и предложном падежах. • Читают задание. Планируют порядок выполнения. Комментируют действия по определению падежа имён прилагательных, выделяют окончания. Готовятся к письму по памяти выбранного отрывка. Записывают по памяти. Проводят самопроверку и самооценку — соотносят с образцом. • Читают задание. Выбирают форму работы. Записывают данные словосочетания в сначала в творительном, затем в предложном падеже. Выделяют окончания. Доказывают правильность выполнения задания. • Читают задание. Комментируют действия по выполнению. |
||
Подведение итогов |
|||
• Предлагает уточнить тему и задачу урока. Нацеливает на сопоставление поставленной задачи и полученного результата. Просит сделать выводы, чему планировали учиться, чему научились, чему следует учиться ещё. |
• Вступают в диалог по наводящим вопросам. Анализируют результаты учебной деятельности. Делают выводы. |
||
Дополнительный материал: Сборник диктантов и самостоятельных работ (зрительный диктант «Грачи», с. 135). |
|||
Диагностика достижения планируемых результатов: списать, дописывая окончания имён прилагательных. Дышали морозы... воздухом, учились в просторы... классе, мечтали о весенн... солнышке, пролетел над дальн... лесом, любовался звёзды... небом, встретился с добр... человеком, возвращался поздн... вечером, тишина в зимн... лесу. |
|||
Дополнительные творческие задания: составить сообщение-презентацию по теме «Творительный и предложный падежи имён прилагательных». |
|||
Самоанализ |
|||
Достижения |
Сложности |
Предложения |
|