Русский язык поурочные разработки 4 класс
ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ 2-го ЛИЦА МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА
Цели: обеспечить усвоение учащимися правописания личных окончаний глаголов 2-го лица множественного лица; познакомить с правописанием нового словарного слова.
Ход урока
I. Орфографическая минутка.
Ранний певец, широко разливается, выехать на шоссе, после горького лекарства, сладкая ягодка, утренней порой, интересное путешествие, расправляет лепестки, тяжелые колосья.
II. Актуализация опорных знаний.
– Вставьте пропущенную букву.
Светле..шь, езд..те, напада..те, ненавид..те, обманыва..т, кол..шь, вытерп..те, стел..шь, дыш..шь, услыш..м, помеша..те, бре..те, проветр..шь.
Найдите глаголы 2-го лица множественного числа.
– По какому признаку определили? (По окончанию, по вспомогательному местоимению.)
Выполнение упражнения 90 на с. 95. Учитель организует беседу по вопросам, данным в учебнике.
II. Формирование новых знаний.
1. Словарная работа.
Вопросы и задания:
– Назовите число, которое больше десяти, но меньше двенадцати.
– Как образовалось это слово? (Предположения детей.)
– Слово образовано из старинного выражения один на десять – «на один больше, чем десять». В этом объяснении кроются «ошибкоопасные» места. Какие? (С. 97.)
– Придумайте и запишите предложение с этим словом.
2. Выполнение упражнения 91 по заданию учебника, с комментированием.
3. Выполнение упражнения 92.
– Дайте определение синонимам.
– Какое значение имеет частица -ся?
– Что можно сказать о спряжении глаголов с частицами -ся?
– Выполните письменное задание.
4. Словообразовательная, лексическая работа в упражнении 93, с. 96 (по заданию учебника).
III. Самостоятельная работа.
(Текст, отпечатанный на листах, раздается каждому ученику.)
– Проверьте работу.
Быстро праходет летния гроза. Свитлеет яснеит туманная даль. Неба на чинает голубет. Надполим надлесам над вадой плывет лехкий пар. Уже и сонце яркая выглянуло. Но дождь еще непрошол. Это падают с деревьев капли и сверкают на сонце.
IV. Итог урока.
– Что отработали на уроке?
– Как оцениваете свою работу на уроке?
Домашнее задание: упражнение 94, с. 97.