Сочинение по портрету пианиста, дирижёра и композитора А. Г. Рубинштейна работы И. Е. Репина - 9 класс

Русский язык - все сочинения по картинам из учебников 5-9 классов С. И. Львова - 2015 год

Сочинение по портрету пианиста, дирижёра и композитора А. Г. Рубинштейна работы И. Е. Репина - 9 класс

Илья Ефимович Репин (1844-1930) родился в семье отставного солдата в украинском городке Чугуеве близ Харькова. Рано обнаружил тягу к живописи, азы которой постигал под руководством чугуевских иконописцев. Уже имея за плечами не только базовую подготовку, но и опыт успешной работы в родном городе, молодой Репин приехал в Петербург, где получил образование в знаменитой Академии художеств.

Репин регулярно принимал участие в выставках, которые организовывались сообществом художников- передвижников. Творчество Ильи Ефимовича многогранно, он показывал на своих картинах Россию, такую разную и зачастую зловещую в той искренности, которую вкладывал мастер в свои произведения. Одна из известнейших картин Репина, которая стала началом подлинной известности самого художника — это “Бурлаки на Волге”. Он создал запоминающиеся, выразительные полотна, посвящённые русской истории: “Иван Грозный убивает своего сына”, “Запорожцы пишут письмо турецкому султану” и др. Но многое в его творчестве отражало события современности, например, цикл картин, на которых художник изобразил различные драматические эпизоды из жизни революционеров (“Не ждали”, “Отказ от исповеди перед казнью”, “Арест пропагандиста” и др.).

Репин стал и создателем целой галереи портретов своих выдающихся современников: писателя Л. Н. Толстого, композитора М. П. Мусоргского, химика Д. И. Менделеева, врача Н. И. Пирогова и многих других. В их числе и портреты музыкального деятеля, композитора, дирижёра и пианиста Антона Григорьевича Рубинштейна, друга Репина. Всего художник написал с него три портрета, но два других менее торжественные, на них Рубинштейн изображён по пояс. На портрете, о котором пойдёт речь, музыкант показан во весь рост.

Но прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению картины, стоит обратиться к личности самого А. Г. Рубинштейна.

Антон Григорьевич Рубинштейн (1829-1894) родился в селе Выхватинец Подольской губернии (ныне Выхватинцы Рыбницкого района Приднестровской Молдавской Республики) в семье еврейского купца. После принятия православия в 1831 г. семья переселилась в Москву. Первые уроки музыки Антон, как и его младший брат Николай, впоследствии также знаменитый пианист, получил от матери, затем учился у французского пианиста А. И. Виллуана.

Яркое дарование Антона Григорьевича быстро раскрылось, уже в юности он начал гастролировать с концертами по Европе, где познакомился с выдающимися музыкантами своего времени — Фредериком Шопеном, Ференцем Листом и др. Его тепло принимали коронованные особы, члены императорского дома России и сам император Николай I. Антон Рубинштейн является автором ряда музыкальных произведений, которые заняли достойное место в сокровищнице русского искусства. Он признан одним из выдающихся пианистов всех времён. Кроме того, А. Г. Рубинштейн стоит у истоков профессионального музыкального образования в России — благодаря его стараниям в 1862 г. в Петербурге открылась первая русская консерватория. Рубинштейн был наставником многих даровитых учеников, среди которых особенно выделяется Пётр Ильич Чайковский.

Это был человек неиссякаемой энергии, обладавший одновременно талантами музыканта, педагога и руководителя — Рубинштейн возглавлял основанную им консерваторию и одновременно преподавал в ней, при этом находил время для творчества. Кроме того, его отличала необычайная широта души, щедрость и готовность помочь тем, кто в этом нуждается. Его современник, критик А. В. Оссовский, отмечал: “... Денежная щедрость Рубинштейна замечательна; по приблизительному расчёту, им было пожертвовано около 300 000 рублей на разные добрые дела, не считая безвозмездного участия в концертах в пользу всяких учащихся, которым А. Г. всегда покровительствовал, и не принимая во внимание тех раздач, которых никто не видел и не считал”.

Репин запечатлел своего друга так, что даже не зная всего вышесказанного, лишь судя по изображению, сразу чувствуется, что видишь перед собой портрет человека незаурядного.

Фигура Рубинштейна с дирижёрской палочкой в руках возвышается в центре картины на фоне заполненного зрителями парадного Петербургского концертного зала. Художник использовал излюбленный в живописи приём контраста: фигура дирижёра, облачённого в чёрный фрак, чётко выделяется на светлом фоне. Золотой ореол — свет от люстр — подобно нимбу окружает голову музыканта. Лицо с выразительными, вдохновенными чертами обрамлено волнистой гривой чёрных волос. Взгляд устремлён вперёд — можно продумать, что на ноты, хотя, наверное, он знает их наизусть.

На заднем плане полукружием из белых колонн намечен интерьер помещения. Рубинштейн стоит на дирижёрском возвышении, словно вознесённый над толпой зрителей гений музыки. От переполненного людьми зала его отделяет невысокое ограждение из нечастых тонких белых резных столбиков, по которым проложены красные перила — в тон пола на дирижёрском возвышении. Перед Рубинштейном высокая тёмная подставка для нот на резной ножке.

Поза дирижёра торжественна и вдохновенна. Он стоит во весь рост, чуть склонив голову вперёд, правая рука с дирижёрской палочкой, взлетев ввысь, замерла на миг, навеки остановленный на картине художником. Чувствуется, что в эти мгновения Рубинштейн живёт в ином измерении — в мире музыки.

Портрет Рубинштейна был приобретении семьёй самарских купцов Шихобаловых и до революции 1917 г. находился в их личной коллекции. В апреле 1918 г. коллекция поступила в Самарский городской музей (ныне Самарский художественный музей). Портрет Рубинштейна, о котором шла речь выше, находится там и в настоящее время.






Для любых предложений по сайту: [email protected]