Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА В РАССУЖДЕНИИ. СОЧИНЕНИЕ «МОЯ ЛЮБИМАЯ КНИГА» - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
1. Повторение теоретических сведений о композиции текста-рассуждения.
Схема композиции: тезис, доказательства, вывод.
2. Определение структурных частей текста.
3. Поиск доказательств к тезису «изучать грамматику нужно». Сопоставление ученических обоснований с доказательствами, приведенными С. Я. Маршаком.
4. Рецензирование сочинения ученика. Сочинение оценивается с точки зрения соответствия теме, ясности и последовательности выражения основной мысли, композиционной целостности высказывания.
5. Создание собственного текста-рассуждения с развертыванием доказательств на тему «Моя любимая книга».
5.1. Обсуждение основной мысли сочинений, выбор заголовков.
5.2. Возможные начала сочинений.
Книга, о которой я хочу рассказать, ...
Я хочу рассказать о...
Я не могу забыть...
5.3. Опорные речевые обороты к сочинению-отзыву о книге.
Автор / писатель
выясняет (какие-либо вопросы, отношения между какими-либо героями...);
дает (какие-либо картины жизни...);
исследует (какой-либо вопрос...);
(какое-либо место...) отводит (какому-либо описанию, размышлению...);
(читателя...) погружает (в какой-либо мир...);
представляет (какого-либо героя, какую-либо картину, сцену...);
размышляет (о какой-либо проблеме...);
рассказывает (какую-либо историю...);
рассматривает (какой-либо вопрос...);
рассчитывает (на понимание, сочувствие кого-либо...);
рекомендует (оставаться верным благородным принципам...);
рисует (широкую картину жизни в какой-либо период жизни...);
следует (каким-либо принципам...);
создает (какую-либо картину жизни, какой-либо художественный образ...);
утверждает (какие-либо идеалы...) ...;
восхищен (каким-либо поступком, высказыванием...);
потрясен (каким-либо событием, случаем...) ...;
взволнован (случившимся...) ...
Книга / произведение / повесть / рассказ
взволновала (каким-либо исследованием...);
дает представление (о каких-либо моментах жизни...);
(никого...) не оставляет равнодушным;
относится (к какому-либо периоду творчества писателя, к каким-либо произведениям...);
повествует (о каких-либо людях...);
поднимает (важные, острейшие...) вопросы (современности...);
рождает (надежду, горькое ощущение...)...;
адресована (каким-либо людям...);
задумана (в какой-либо период...);
иллюстрирована (каким-либо художником-графиком...);
написана (в каком-либо году, в какой-либо период...);
проникнута (каким-либо чувством...);
посвящена (какой-либо теме...)...;
полна (горечи, восхищения чем-либо...)...
Какие-либо вопросы
анализируются;
волнуют;
решаются...;
поставлены;
представлены...
6. Работа с черновиком.
7. Домашнее задание. Закончить работу над сочинением.