РОД ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс

РОД ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

1. Чтение, обсуждение сочинений.

В стране Морфологии жили имена. Там росло дерево с именами предметов. Когда появлялись новый предмет и его имя, на дереве вырастал новый листок с этим именем.

Однажды появилось новое название — космос. В стране произошел переполох. А возник переполох потому, что новый листок не вырос.

— Почему это на дереве имен-предметов не вырос листок с новым словом? — спросил глагол.

А этого никто не знал. Но вдруг один гражданин заметил очень маленькую почку и воскликнул:

— Вот! Вот этот листок!

Все тогда успокоились и стали смотреть, как листок рос.

И когда потом так случалось, жители больше не устраивали ссор.

Учитель. Чем понравился рассказ? Какие поправки желательно внести?


2. Лингвистические задачи.

Какие части речи задуманы? Отгадаем лексическое и грамматическое значения задуманных слов. Какому орфографическому правилу соответствуют данные схемы слов? Впишем возможные корни слов. (Порядок, конец, защита, мера, дар, размер...) Какое дополнительное лексическое значение получает в этом случае слово?


3. Изучение темы.

3.1. Словарный диктант с морфологическим разбором — определением рода существительных и прилагательных. Самопроверка с использованием таблицы.

Вывод. Грамматический род существительных можно узнать в словосочетании сущ. + прил. по форме прилагательного.

3.2. Упражнение на согласование глаголов прошедшего времени с существительным.

Вывод. Грамматический род существительных можно узнать в предложении по форме глагола прошедшего времени.

3.3. Работа с текстом.

3.4. Из истории. Род некоторых существительных с течением времени менялся. Определим, какого рода было когда-то существительное лебедь.

а) Глядь — поверх текучих вод лебедь белая плывет. (А. С. Пушкин.)

б) Лебедь по своей величине, силе, красоте и величавой осанке давно и справедливо назвали водяной, или водоплавающей, птицей. (С. Т. Аксаков.)

Вывод. Грамматический род существительных выражается: 1) в словосочетаниях сущ. + прил.; 2) в сочетаниях с глаголом единственного числа прошедшего времени; 3) в особенностях изменения по падежам.


4. Вывод урока. 1) Род у существительных — постоянный грамматический признак. 2) Имя существительное по родам не изменяется. 3) Все существительные единственного числа четко разделяются по родам на 3 группы: существительные мужского рода, существительные женского рода, существительные среднего рода.


5. Домашнее задание — упражнение по учебнику.






Для любых предложений по сайту: [email protected]