ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ (ПРОДОЛЖЕНИЕ) - ГЛАГОЛ

Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс

ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ (ПРОДОЛЖЕНИЕ) - ГЛАГОЛ

1. Словарный распределительный диктант. Выявление лексического значения глаголов.

Учитель. Из данного списка глаголов выпишите сначала глаголы с лексическим значением процесса, затем состояния, затем — существования. Дидактический материал может быть представлен следующим образом.


Процесс

Состояние

Существование

вязать

впечатлять

располагаться

гореть

восхищаться

присутствовать

дарить

догадаться

посещать

садить

раздражаться

отсутствовать

сооружать

стараться


прибираться

страдать


считать

таять


создавать

радоваться


сопоставлять

прощать


тренироваться

уважать



2. Работа с текстом (дан на карточке).

Укажите синтаксическую роль глаголов. Определите, в чем согласуется сказуемое-глагол с подлежащим. Найдите сложные предложения, соответствующие схемам: а) L , и L; б) «☺П!» — а.

Весна

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною...

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

И сердце сильно так в груди

Стучит, как будто ждет чего-то.

Как будто счастье впереди

И унесла зима заботы!

Все лица весело глядят.

«Весна!» — читаешь в каждом взоре.

И тот, как празднику, ей рад,

Чья жизнь — лишь тяжкий труд и горе.

Но резвых деток звонкий смех

И беззаботных птичек пенье

Мне говорят, кто больше всех

Природы любит обновленье!

А. Н. Плещеев


3. Подбор однокоренных слов к словам из последней строфы А. Н. Плещеева: резвых, деток, звонкий, смех, беззаботных.


сущ.

прил.

гл.

резвость

детки

звон

смех

беззаботность

резвый

детский

звонкий

смешной

беззаботный

резвиться

звонить

смеяться

заботиться


4. Работа с текстом.

Дополнительное задание. Найти предложение, заключающее основную мысль текста .


5. Вывод урока. Чем отличается глагол по общему значению от существительных и прилагательных?


6. Домашнее задание.

Первый вариант — упражнение по учебнику.

Второй вариант — лингвистическая сказка «Как помирились существительное, прилагательное, глагол, которые все время спорили, кто из них важнее».






Для любых предложений по сайту: [email protected]