Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс
НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА - ГЛАГОЛ
1. Анализ сочинений — сказочных фантазий.
2. Изучение темы.
2.1. Проблемный вопрос: Почему форму глагола, который отвечает на вопросы что делать? что сделать?, назвали неопределенной?
Расставлять, распахнуть, подмести, беречь, распорядиться, расправиться, беречься. К какой части речи относятся эти слова? Общее значение — обозначают действие. Лексическое значение — процесс, движение. Морфологические признаки — время, число, лицо или род не определить. Окончания — -ть, -ти, -[ ].
2.2. Нахождение в тексте глаголов неопределенной формы.
2.3. Правописание суффиксов -а-, -я- в глаголах неопределенной формы.
Учитель. Ве ять, се-я-ть, спрят-а-ть... Правописание слов можно запомнить, а можно и проверить. Гласные в суффиксах находятся в слабой позиции — проверим сильной позицией: шаг-а-ть, гул-я-ть.
Расширим список глаголов на -я-ть, данный в упражнении: блеять, кашлять, каяться, лаять, лелеять, маяться, мерять, отчаяться, чуять...
3. Работа с текстом.
Прочитаем текст. От чьего имени дается повествование? — От имени маленького Сережи.
Выпишем глаголы-сказуемые с существительными-подлежащими и местоимениями—подлежащими. Выпишем из последнего абзаца глаголы неопределенной формы вместе с теми словами, к которым относятся эти глаголы.
Почему в последний абзац писатель вводит такое длинное предложение и заканчивает его многоточием? Аксаков хотел показать, какой нескончаемой кипучей деятельностью занимался ребенок, познающий весеннюю жизнь.
Началась та чудная пора, когда природа, пробуждаясь от сна, начинает жить полною, молодою, торопливою жизнью: когда все переходит в волнение, в движение, в звук, в цвет, в запах.
Я ничего тогда не понимал, не разбирал, не оценивал, никакими именами не называл, я сам почуял в себе новую жизнь, сделался частью природы. Какое-то стремление овладело мной, хотя в действительности я ничем не занимался, никуда не стремился, не читал и не писал.
А сколько было мне дела, сколько забот! Каждый день надо было два раза побывать в роще и осведомиться, как сидят на яйцах грачи; надо послушать их докучливых криков; надо было посмотреть, как развертываются листья на сиренях и как выпускают они сизые кисти будущих цветов; как поселяются малиновки в смородинных и барбарисовых кустах; как муравьи показались понемногу, а потом высыпали наружу в бесчисленном множестве и принялись за свои работы; как ласточки начали мелькать и нырять под крыши строений в старые свои гнезда; как клохтала наседка, оберегая крошечных цыпляток, и как коршуны кружились, плавали над ними... О, много было дела и заботы мне!
С. Аксаков
4. Вывод. О чем «умалчивает» неопределенная форма глагола?
5. Домашнее задание — упражнение по учебнику.