РАЗВИТИЕ РЕЧИ. РАССКАЗ - ГЛАГОЛ

Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. РАССКАЗ - ГЛАГОЛ

1. Слово учителя.

1.1. Постановка цели.

1.2. Эмоциональная подготовка учащихся к творческой работе.

Учитель. За окном весна. Календарная весна началась с 1 марта. Природа постепенно пробуждается от зимнего сна. На крышах появились сосульки. Все мы видим звонкую, радостную капель.

Весна, весна — по всем приметам,

Куда теперь я ни взгляну;

Весна с улыбкой и приветом...

Затем жить стоит в мире этом,

Чтоб видеть русскую весну!

А. М. Жемчужников

Сегодня мы пофантазируем. Представим: мы видим и слышим, знаем то, о чем не подозревали раньше. Вот капелька. Всю зиму лежала она снежинкой на крыше, но солнечный лучик отогрел ее. Она превратилась в прозрачный шарик и покатилась вместе с другими блестящими прозрачными сестричками. Толстая сосулька задержала их: «Посмотрите! Посмотрите, как красиво вокруг!» Солнышко становилось все горячее, и удержаться на скользкой сосульке становилось все труднее. Страшно ли было капельке падать с большой высоты? А может быть, ей было весело, ей хотелось лететь?

Пофантазируем, о чем размышляла прелестная снежинка, когда тихо и плавно качалась в воздухе? А легко сейчас солнечным лучикам разбудить хмурые тучи, согреть землю после зимы?

А возможно, Вы разговаривали с каким-то неговорящим существом, предметом?


2. Обсуждение школьных сочинений.

Бежали капельки по стволу, потом по ветке и вниз скатывались.

Тут холодно стало. Одна капелька уцепилась за кончик веточки. Еле держится, дрожит от холода, совсем озябла. А к ней другая катится:

— Держись за меня! — крикнула замерзающая капелька. — Вместе теплее!

Ухватились они друг за дружку и следующую зовут. А потом все втроем опять кличут:

— Бегите к нам, капельки! Вместе не страшно.

Большая сосулька выросла, много в ней капелек, крепко держатся.

Но вот солнышко появилось, теплее стало. Согрелась самая маленькая капелька, посверкала на солнце и спрыгнула на землю.

— Тепло! Тепло! — зазвенела она по камешкам.

Тут и следующая согрелась и спрыгнула вниз. И другая... И побежали, побежали ручьями капельки, зажурчали весело.


Я увидел жабу в саду на тропинке. Жаба была большая, грузная. Глазки темные, с блестящими точками. На брюшке нежная кожа. Многие считают, что жабы уродливы и противны. Я так не думаю.

Я долго смотрел на жабу, а она на меня. Я представил, что жаба сбросила кожу и превратилась в красну девицу. Платье на ней было темно-зеленое, волосы в золотую косу заплетены. Вдруг загремел гром. Засверкала молния. Появился змей и утащил мою красавицу.

Жаба все еще сидела и смотрела на меня. Мне захотелось ее потрогать, но она испугалась и прыгнула под старый пень.

Чем понравились сочинения? Какая поэзия живет в душах ребят! Ведь они слышат и понимают то, о чем другие и не догадывались.


А вот как рассказала о жизни, казалось бы, неживого предмета поэтесса.

Сосулька

Как она стремительно летела

Вниз, из зимних вырвавшись оков!

Как ее серебряное тело

Раскололось звонко и легко!

Голубые тающие льдинки

Ручейками светлыми текли,

Помогая маленьким травинкам

Выбраться на свет из-под земли.

Е. С. Наумова


3. Попробуйте подслушать мысли цветка, деревца...; ручейка, облачка, звездочки...; птички, бабочки... Обмен замыслами сочинений.


4. Работа с памяткой «Как писать сочинение».

Какими рекомендациями могла быть дополнена памятка?

Не бойся воображать. Фантазируй.

Введи диалог (описание), если он поможет ярче создать художественный образ.


5. Повторение композиции сочинения-повествования.


6. Работа с черновиком. Совершенствование написанного.


7. Оформление творческой работы.






Для любых предложений по сайту: [email protected]