РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ В.М. ВАСНЕЦОВА «ИВАН-ЦАРЕВИЧ НА СЕРОМ ВОЛКЕ» - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ В.М. ВАСНЕЦОВА «ИВАН-ЦАРЕВИЧ НА СЕРОМ ВОЛКЕ» - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

«Иван-царевич на Сером волке». 1889 г. Холст, масло. 249x187 см. Государственная Третьяковская галерея. Москва.

1. Беседа.

1.1. Вопрос, связанный с ассоциативными впечатлениями. По мотивам какой русской народной сказки написана эта картина?

1.2. Вопросы, связанные с выяснением изобразительно-выразительных средств картины.

Одна из особенностей изобразительного искусства — воспроизведение одного момента жизни. Вот почему для художника важно выбрать наиболее выразительное мгновение, которое помогло бы зрителю понять, что было до и после остановленного на картине мгновения.

Стремглав выскакивает из дремучей чащи Серый волк, неся на спине Ивана-царевича и Елену Прекрасную.

Через лесные болота, через густые заросли пробирается добрый волк, спасая от погони молодых людей. Дух захватывает от его бега. Как изобразил художник эту быструю скачку? Меч в узорных ножах, привязанный на цепочке, распластался по ветру. Развеваются длинные косы прекрасной царевны. Отогнуты ветром полы ее атласного костюма.

Расскажите о Сером волке. Не описывайте бесстрастно глаза, лапы, хвост, расскажите о нем как верном друге влюбленных. Широко раскинуты лапы волка, стелется по ветру длинный пушистый хвост. Острые волчьи глаза зорко глядят вперед, выбирая дорогу. Волк чует опасность и сзади, и по сторонам, он «косит глазом» и чутко прислушивается к лесным звукам. По раскрытой с высунутым языком пасти волка, по его частому дыханию чувствуется напряжение последних его сил. В то же время мы отчетливо ощущаем могучую силу зверя.

О чем думают и как себя чувствуют Иван-царевич и Елена Прекрасная? По позе, по выражению лица Ивана-царевича видно, что он опасается погони, настороженно и внимательно смотрит вокруг. Он нежно обнял свою суженую, готовый защитить ее от недруга. Царевна обессилена. Измученная скачкой, она безвольно, беспомощно опустила руки и доверчиво прижалась к груди спасителя. Голова печально склонилась. Покорно отдается девушка воле судьбы. Знать, чувствует она, что Ивана-царевича поджидают завистливые братья, что только живая вода вернет к жизни ее возлюбленного.

Красивы ли наши герои? Такими ли их представляли? Оба молоды и прекрасны. Женственна, нежна царевна, вручившая свое счастье суженому. У Ивана-царевича правильные красивые черты лица. Взгляд темных глаз мужественный, волевой и решительный. Губы сжаты. Это человек сильной воли, не отступающий перед трудностями, а сам делающий свою жизнь. Во всем облике юноши чувствуется будущий повелитель, будущий богатырь земли русской.

Опишите одежды влюбленных. Изумительно хорошо, подробно написаны художником нарядные одежды Ивана-царевича и его суженой. Голубой атлас костюма царевны переливается в бликах пробивающегося сквозь деревья света. Из парчи, украшенной золотом, сшит кафтан юноши. Его шапочка оторочена белым мехом. Сверкают драгоценные камни на головных уборах и одеждах, мерцают жемчуга. У Ивана-царевича за спиной в красном кожаном чехле широкий меч с золотой рукояткой. В украшении одежды использованы русские народные орнаменты.

Цветовые тона нарядов яркие, жизнерадостные, такие цвета любит русский народ.

Какой художественный образ картины в наибольшей степени создает тревожное настроение? Пышные, яркие одежды контрастны таинственной, суровой темноте векового леса, куда с трудом пробивается сквозь толстые кривые сучья неяркий свет дня. Лучи не могут проникнуть до земли. Не просыхают болота, влажные испарения наполнили лес, окружив туманом старые стволы. Косматый мох свисает с мрачных дерев. Мерцает внизу черная тина болота. Темно-зеленый мрак его как будто зовет и не хочет отпускать.

Холодный темный колорит, каким написана лесная чащоба, создает ощущение таинственного, неведомого, враждебного. Не глаз ли лешего смотрит на тебя из дупла? Не волосы ли лесных чудищ опутали омертвевшие сучья, извивающиеся подобно змеям?

Почему художник написал героев сказки на фоне густого дремучего леса?

Пейзаж в картине связан с ее содержанием.

Русская народная сказка всегда кончается победой добра над злом. Каким же образом живописец выражает веру в счастливый конец, что так характерно для русского фольклора? Деревья-великаны могучего леса встают непроходимой стеной перед враждебными силами, а перед хорошим человеком заповедный лес расступается. Как в сказке, лес живет и помогает добрым людям, расцветает рядом с влюбленными лесная яблонька. Розовые нежные цветы как улыбка, неожиданный подарок любящим сердцам. Это светлое предзнаменование, предвестие хорошего конца. Образом цветущей яблони живописец привносит в полотно свою веру в справедливость жизни, как бывает и в сказке. Ведь нет ни одной русской сказки без победы светлого и доброго. И в этом проявляется характерная черта русского народа — оптимизм.


2. Задания, способствующие вербализации увиденного на картине.

2.1. Работа над синонимией.

Какими существительными можно назвать художественные образы картины?

Елена Прекрасная — царевна — суженая — невеста...; Иван- царевич — юноша — спаситель — защитник — спутник...; лес — чащоба — чаща...

Подберите определения-прилагательные к словам: Елена Прекрасная, Иван-царевич, скачка, лес.

Елена Прекрасная грустная, печальная, задумчивая, невеселая, опечаленная, нерадостная... Иван-царевич смелый, отважный, мужественный, безбоязненный, волевой... Скачка быстрая, стремительная. Лес дремучий, глухой, густой, частый, древний, вековой, старый...

О быстром коне говорят борзый, резвый. А как сказать о волке?

Волк быстрый, легконогий.

2.2. Продолжите предложение.

Ветви деревьев извиваются, как... Сучья переплелись, будто это... (змеи, лапы Бабы-яги).

2.3. Конструирование предложений. По данным моделям составьте предложения, связанные с описанием анализируемой картины.


Художник

(живописец, автор...)

обратился

к какому-либо изображению,

к какой-либо сказке,

к какому-либо эпизоду....

выделил

какую-либо фигуру,

какой-либо предмет...

каким-либо цветом,

композиционно.

добивается

какого-либо настроения,

точности изображения,

ясности композиционного построения...

противопоставлением (сочетанием...) каких-либо цветов, благодаря какому- либо контрасту...


2.4. Задания по конструированию текста. Опишите картину по данному плану.

1. Васнецов — художник-сказочник.

2. Стремительная скачка.

3. Серый волк — друг влюбленных.

4. Тревожное настроение.

5. Красота Ивана-царевича и его суженой.

6. Яркая красочность одежды.

7. Образ дремучего леса.

8. Вера в счастливый конец.

Вариативное упражнение на развитие творческих способностей «Если бы художником был я...» Опишите созданную в вашем воображении картину на тему русской народной сказки. При ответе можете следовать вопросам: Какой момент ты выбрал для изображения? Где и в какой взаимосвязи расположил фигуры действующих лиц, предметы? Каким образом выделил главное действующее лицо? Какими выразительными средствами подчеркнул грозящую герою опасность? Как показал, на чьей стороне твои симпатии? Удалось ли выразить надежду на лучшее?






Для любых предложений по сайту: [email protected]