ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ УКАЗЫВАЮТ НА ЛИЦО - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс

ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ УКАЗЫВАЮТ НА ЛИЦО - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

1. Повторение темы.

1.1. Ответы на вопросы учителя.

1.2. Учитель. Почему этот разряд (группа) местоимений получил термин «личные местоимения»?

1.3. Найдем в тексте местоимения. Запомним правописание наречий вдвоем, втроем.


2. Диктант.

Заменим в словосочетаниях названия предметов местоимениями и укажем их грамматическое значение. На доске даны словосочетания гл. + предл. + сущ. Вспоминаем правило: после предлогов в начале местоимений добавляется н-.

создается для хоккеистов (для них — р. п., мн. ч.)

подружиться с баскетболистами (с ними — те. п., мн. ч.)

подружится со спортсменами (с ними — те. п., мн. ч.)

обнаруживается у легкоатлетов (у них — р. п., мн. ч.)

тренироваться на стадионе (на нем — п. п., ед. ч., м. р.)

не участвуешь в соревнованиях (в них — п. п., мн. ч.)

не терзаются сомнениями (ими — те. п., мн. ч.)

не остановится у входа (у него — р. п., ед. ч„ м. р.)

продолжается на матче (на нем — п. п., ед. ч., м. р.)


3. Склонение местоимений. Работа по культуре речи.

3.1. Просклоняем личные местоимения: я, ты, он, она, оно, они.

3.2. Исправим ошибки в речи детей.

а) — Это чей такой хорошенький котенок?

— Еешный. А вот щенок, он егошный.

б) — Кому еще дать листок бумаги?

— Мене! Мене!

в) — На кого собака лает?

— На ихнюю кошку.


4. Определение роли местоимения в тексте. Редактирование.

Серый волк не жалеет сил и скачет через глушь. Ветви деревьев извиваются, как змеи. Сучья деревьев цепляются за одежду. Серый волк ни капли не устал. На Сером волке сидит Иван-царевич и не желает никому ее отдавать. Он думает лишь о ее спасении и не поддастся страху.

Заменим повторяющееся словосочетание Серый волк местоимением и другими словами. Он — могучий зверь — верный друг.

Уточните, о чем, о ком идет речь. На Сером волке сидит Иван-царевич и не желает никому ее отдавать. Поскольку мы знаем русскую народную сказку, то верно ответим на вопрос. Употребление местоимения ее неправомерно, так как местоимение не заменяет названия предмета, который не был указан в предыдущих высказываниях. Для связи предложений в тексте можно использовать слова: Елена Прекрасная — невеста — любимая — суженая.

Ветви деревьев извиваются, как змеи. Сучья деревьев цепляются за одежду. Повторяется одно и то же слово (и в одной и той же форме!). Как исправить ошибку? Во втором предложении слово можно опустить.

Разбор по членам предложения 1-го предложения.


5. Вывод урока. Дайте определение местоимения.


6. Домашнее задание — упражнение по учебнику.






Для любых предложений по сайту: [email protected]