ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс

ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

1. Орфографическая работа.

Диктант составляется с учетом допущенных ошибок в сочинении.


2. Синтаксический и пунктуационный разбор.

Аленушка — любимый образ художника. Мне нравится в картине все: замечательная девушка, таинственное озеро, трепещущие осинки, заря.


3. Изучение темы. Наблюдения над дидактическим материалом учебника. Введение теоретических сведений.

Проблемный вопрос: Как различать простые и сложные предложения?

Учитель. Сколько картин нарисовано словами в каждом предложении? Сколько при этом использовано грамматических основ? Каковы особенности интонации? Как связаны простые предложения в составе сложного? Составим схемы предложений.


4. Актуализация знаний.

4.1. Закончите пословицу.

Труд кормит, а лень... (портит). Лето собирает, а зима... (припасает). Летом ласточка день начинает, а соловей... (кончает).

4.2. Комментированное письмо.

Осыпал сад свои вершины,

Сад обнажил свое чело,

Дохнул сентябрь, и георгины

Дыханьем ночи обожгло.

А. А. Фет


Сентябрь холодный бушевал,

С деревьев ржавый лист валился,

День потухающий дымился,

Сходила ночь, туман вставал.

Ф. И. Тютчев

4.3. Упражнение на разграничение простых и сложных предложений.

Продолжите предложение так, чтобы в одном случае получилось простое предложение с однородными членами, в другом — сложное предложение с союзом и.

1. По вершинам деревьев пронесся утренний ветерок и ...(разбудил пернатых). По вершинам деревьев пронесся утренний ветерок, и...(лес ожил, зашептал, улыбнулся). 2. Дождь все усиливался и ...(скоро превратился в настоящий ливень). Дождь все усиливался, и ...(вскоре все засверкало в потоках воды).

4.4. Самостоятельная работа.


5. Вывод. В простом предложении выражается одна мысль, рассказывается об одной картине мира (событии), поэтому говорящий использует одну грамматическую основу. В сложном предложении выражаются две и более мыслей, столько же в таком предложении грамматических основ. Простые предложения (части) в составе сложного разделяются запятой.


6. Домашнее задание — упражнение по учебнику.






Для любых предложений по сайту: [email protected]