Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс
ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (ЗАКРЕПЛЕНИЕ) - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
1. Орфографический диктант. Подготовка к контрольной работе.
2. Повторение темы.
2.1. Синтаксический и пунктуационный разбор предложения.
Долго на листьях лежит ночи мороз, и сквозь лес холодно
как-то глядит ясность прозрачных небес. (А. Н. Майков)
Учитель. Сколько картин окружающего мира нарисовал словами автор? Сколько грамматических основ использовал он для развертывания мыслей? Составим схему предложения. 1) L, и 2)L.
2.2. Изучение нового.
Как связаны предложения-мысли в записанном предложении? — По смыслу, интонацией и союзом и. Можно ли
оформить мысли не в одном сложном предложении, а в двух простых предложениях, отдельно друг от друга? — Можно. В этом случае между мыслями-предложениями будет большая пауза, каждое предложение получит собственный завершающий знак — точку.
Вывод. Простые предложения (части) в составе сложного связаны между собой по смыслу, интонацией, союзом.
Дополнительная информация. (Она вводится в качестве пропедевтической, и потому ее усвоение не является обязательным, незнание не может влиять на оценку.) Если предложения-мысли в составе сложного не зависят друг от друга (нельзя задать вопрос от одной части к другой, каждая часть может жить отдельно от другой, при этом не искажается мысль), если они связаны между собой сочинительным союзом, например, и, а, но, такие предложения называют сочинительными.
2.3. Рассмотрим другой тип сложных предложений — сложноподчиненные предложения. В сложноподчиненных предложениях другие отношения между частями сложного предложения, другие союзы, соединяющие части. В чем особенность сложноподчиненных предложений? Почему они получили такой термин? Каким образом связаны предложения-мысли в составе сложноподчиненного?
Вывод. В сложноподчиненных предложениях есть главное и зависимое предложения; от главного предложения к зависимому предложению можно задать вопрос. Простые предложения в составе сложноподчиненного связаны между собой по смыслу, интонацией и подчинительным союзом, например, что, чтобы, потому что, когда, если...
3. Работа с текстом.
3.1. Выразительное чтение. Определение грамматической основы. Объяснение постановки разделительного знака — запятой между предложениями в составе сложного предложения.
Сельский вечер
Солнышко заходит,
И темнеет день,
От горы упала
На селенье тень.
Лишь церковный купол
Солнцем озарен,
И открыта церковь,
И несется звон.
Колокол к вечерне
Христиан зовет;
Завтра — воскресенье,
Отдых от работ.
И, услыша в поле
Колокола зов,
Селянин к селенью
Уж погнал коров.
А в селенье церковь
Уж полна людей,
И блестит огнями
Множество свечей.
Свечи трудовые
Ярче звезд горят,
И молитву люди
В простоте творят.
И. С. Аксаков
3.2. Ответьте на вопросы, используя сложноподчиненные предложения с союзами: когда, потому что, чтобы.
Когда селяне заканчивали трудовой день в поле? Почему спешили в церковь? Как вы думаете, о чем творил молитву христианин?
4. Самостоятельная работа.
5. Вывод. Мысли об окружающей действительности человек может выражать, используя конструкцию или простого, или сложносочиненного, или сложноподчиненного предложения.
6. Домашнее задание — упражнение по учебнику.