Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс
СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
1. Орфографический диктант. Подготовка к контрольной работе.
Придумать словосочетания гл. + сущ. Разобрать одно из словосочетаний, провести морфологический разбор одного из существительных.
Удивляется, удивиться, появится, появляться, проводятся, проводиться.
2. Синтаксический разбор сложного предложения.
2.1. Рассмотрение теоретико-практического материала.
2.2. Разбор предложений.
2.3. Работа с текстом.
Учитель. Прочитаем стихотворение, насладимся музыкой стиха. Какие картины рисует поэт? Что видит, слышит, ощущает?
Встреча зимы
Поутру вчера дождь
В стекла окон стучал;
Над землею туман
Облаками вставал.
Веял холод в лицо
От угрюмых небес,
И Бог знает о чём
Плакал сумрачный лес.
В полдень дождь перестал,
И, что белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок.
Ночь прошла. Рассвело.
Нет нигде облачка,
Воздух легок и чист,
И замерзла река.
На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнем.
На безлюдный простор
Побелевших полей
Смотрит весело лес
Из-под черных кудрей.
Словно рад он чему,
И на ветках берез,
Как алмазы, горят
Капли сдержанных слез.
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
И. С. Никитин
Грамматическая задача.
Найдите в тексте стихотворения предложения, соответствующие схемам: 1) L; 2) L, L; 3) L, и L; 4) О и О.
3. Работа со схемами предложений.
4. Самостоятельная работа.
5. Вывод. Повторение.
6. Домашнее задание — письменный разбор одного из сложносочиненных предложений.