ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ С ПОМОЩЬЮ МЯГКОГО ЗНАКА (ПОВТОРЕНИЕ). МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В ГЛАГОЛАХ И СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ - ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс

ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ С ПОМОЩЬЮ МЯГКОГО ЗНАКА (ПОВТОРЕНИЕ). МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В ГЛАГОЛАХ И СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ - ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

1. Словарный диктант. Подготовка к сочинению — описанию предмета.

Кабинет изобразительного искусства, декоративно-прикладное искусство, глиняная скульптура, декоративная деталь, орнамент, орнаментальный рисунок.


2. Повторение темы «Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака».

Учитель. В словарном диктанте найдите примеры обозначения мягкости согласных с помощью мягкого знака.


3. Повторение темы «Мягкий знак после шипящих в глаголах и существительных».

3.1. Проблемный вопрос: Почему поставлен Ь (мягкий знак) в слове привлечь? Только что учили, что [ч’] всегда мягкий и дополнительно обозначать мягкость звука не следует. — Мягкий знак выполняет другую функцию — указывает на морфологический признак слова — на неопределенную форму глагола.

3.2. Найдите в диктанте примеры глаголов неопределенной формы. Все глаголы неопределенной формы оканчиваются на мягкий знак, в том числе и глаголы на -чь.

Увлечься росписью, растечься на поверхности.

3.3. Продолжим словарный диктант. Определим, в каких других глагольных формах мягкий знак непременно присутствует.

Лепишь из глины, чувствуешь тепло, раскрашиваешь с любовью, разбавь водой, составь композицию, расставь фигурки.

Мягкий знак указывает на форму глагола 2 лица единственного числа, на формы глагола повеления (глаголы повелительного наклонения будем изучать в следующем учебном году).

Вспомним, на какую форму существительного указывает мягкий знак после шипящих на конце существительного.

Поставь в печь, уникальная вещь.

Пишется мягкий знак после ш, ч на конце наречий (тема изучается в 7 классе).

Не повторяется точь-в-точь.

Вывод. Мягкий знак, во-первых, служит для обозначения мягкости согласных, во-вторых, указывает на морфологические признаки слова.


4. Работа с текстом на карточке.

Прочитаем текст. К какому типу речи относится текст? О каких деталях изделия говорится в описании?

Какую функцию выполняет мягкий знак в словах довольная жизнью?

Объясним орфограммы, постановку знаков препинания.

Что за барыню-красавицу слепила мастерица Л. А. Иванова. Нарядная, кокетливая, довольная жизнью, она словно всем показывает необычный фасон своего костюма. Кофта украшена тонко вылепленными воланами и рюшами. На пышной юбке яркие узоры росписи. На шее две нитки бус, красных и синих, в ушах большие лазоревого цвета серьги. Малиновая шляпка с широкими полями, затейливым украшением дополняет праздничный костюм. На округлом лице мастерица написала губки бантиком, навела два красных кружка румянца. Хороша барыня!


5. Вывод урока. Мягкий знак служит для обозначения мягкости согласных, или указывает на морфологические признаки слова, или является разделительным мягким знаком, разделяя согласный звук и звук [j’].


6. Творческая работа. Составление лингвистической сказки (устно).

Докажем, что мягкий знак, хотя и безмолвствует, но работает очень напряженно. Начать можно так: Мягкий знак — замечательная буква-труженица.


7. Домашняя работа. Записать сказку.






Для любых предложений по сайту: [email protected]