РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ОПИСАНИЕ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ - ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ОПИСАНИЕ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ - ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Урок предваряет знакомство с вятским народным промыслом, осуществленное во время внеклассной работы, на уроках рисования.

1. Беседа.

Ведущий вопрос: Почему наша дымковская игрушка нравится всему миру? Возможен другой вопрос: За что мы любим нашу дымковскую игрушку?

Учитель. Что составляет основу всякой народной культуры? Связь человека с природой, с космосом. Жизнь человека проявляется не только в его повседневном труде, но и в творчестве, в котором он тоже остается верным земле — игрушки сделаны из глины. Отметим тематическое разнообразие, сюжетное богатство глиняных композиций. Среди персонажей однофигурных игрушек — водоноска, нянька, барыня, кормилица, всадник, гусар...; баран, корова, олень, собачка, курочка, уточка, индюк, конь, медведь... В многофигурных композициях больше разработаны темы семейной жизни (свидание, свадьба...), отдыха (посиделки, свидание, катание на лодках, цирковое представление...), труда (сенокос, уборка капусты...). Есть в дымке и фантастические образы. Почему они появились в народном декоративно-прикладном искусстве? Так человек приблизил к себе непонятный мир космоса. Птица счастья, птица-свет, олень-солнце показывают связь человека с солнцем, поклонение великому дарителю жизни. Сказочные образы зверей (чаще льва), птиц, выступают в роли талисманов, хранителей благополучия.

Какие душевные качества ценят создатели игрушек в других людях? Оптимизм, праздничное веселье, простодушие, добрый юмор, подтрунивание над франтоватостью, важничаньем, кокетством.

Почему мастерицы, изображая рядом с человеком животных и птиц, наделяют их характерами? Так проявилось идущее издревле уважение человека ко всему живому, просто любовь к соседям по земле.

Каковы особенности лепки? Для творчества используется глина — подручный природный материал, превосходный для лепки. Характер материала объясняет и условность, обобщенность, лаконизм лепки (пальцы не лепятся даже в человеческой фигуре).

Другие особенности пластики. Скульптура имеет малую форму, это миниатюрная скульптура. Композиции помещаются на утяжеленные основы — пластины-основания. Мастерицы умеют передать в фигурках живое движение, правдивые позы людей, животных, птиц. Широко используются приемы гротеска (одно из значений слова — изображение людей, животных в фантастически преувеличенном, уродливо-комическом виде). Распространены лепные орнаментальные украшения: оборки, розетки.

Рассмотрим элементы дымковского орнамента. Нарядные узоры (узорочье) состоят из простых элементов. Основные орнаментальные мотивы — круги, кольца, овалы, горошины, клетки, решетки, полосы. Какие условные знаки в росписи являются символами солнца, дороги, рыбацкой сети, дождя?

Цветовое решение росписи. Почему игрушка такая яркая? Может, глаза устали от хмурого северного неба? В выборе колористической гаммы игрушки проявляется жизнерадостность русского человека, его вечная тяга к теплому, живому. И сусальное золото, последний праздничный штрих, накладываемый на фигурки, есть выражение человеческой устремленности к солнцу, жажды счастья.

Чем так нравится дымковская игрушка детям? Почему завоевала мировую известность? Почему возник и живет этот вид декоративно-прикладного искусства?

Игра для наблюдательных, логически мыслящих «Четвертый лишний».

— Барыня, черт, водоноска, мужичок. Какой художественный образ не имеет места в творчестве вятских игрушечниц? Почему? (Черт.)

— Дворняжка, эрдель-терьер, боксер, овчарка. Какая порода собак получила воплощение в игрушке? (Дворняжка.)

— Посиделки, гуляние, ссора, уборка урожая. Какую из названных сценок и почему не создала ни одна из мастериц? (Ссора.)

— Веселье, отчаяние, простодушие, добро. Какая черта характера несвойственна художественным образам игрушки? (Отчаяние.)

— Свидание, цирк, вятский базар, трактористы на тракторах. Какая из композиций нетрадиционна для дымки? ( Трактористы на тракторах.)

— Овалы, точки, сеточки, цветы. Какой элемент орнамента несвойствен дымковской игрушке? (Цветы.)


2. Упражнения по вербализации впечатлений.

2.1. Задание экстралингвистического характера по Толково-сочетаемостному словарю (Приложение 2).

В словарной статье орнамент найдите ответы на следующие вопросы. Что обозначает слово орнамент? В каких родах и видах изобразительного искусства он применяется? Какие предметы могут быть изображены в орнаменте? Каким образом эти изображения могут быть скомпонованы при организации украшения? Какие действия совершает мастер художественного промысла, когда использует в своей творческой работе орнамент? С какой целью используется орнамент в художественном творении человека? Как орнамент обогащает художественный образ? Символом чего (каких значимых в жизни человека явлений) стал орнаментальный рисунок в народной глиняной игрушке?

2.2. Работа со словом и словосочетанием.

Декоративно-прикладное искусство — искусство изготовления бытовых предметов, обладающих художественными качествами.

Декоративный (франц. decoratif) — служащий для украшения. Деталь, образ, убранство, форма, элементы...; роспись...; богатство, выразительность, достоинства...

Орнаментальный (от лат. ornamentum — украшение) включающий в себя орнамент. Мотив, отделка, рисунок, узор, украшение...; роспись...

В справочной части словарной статьи орнамент Толково-сочетаемостного словаря найди ответы на вопросы.

Из какого языка слово пришло в наш русский язык? Что собой представляет орнамент вещный, геральдический, глазковый, ленточный, лучевой, сетчатый? Определи, какой из его видов используется в росписи дымковской игрушки. Условное изображение какого предмета использовали в орнаменте своих изделий мастера, жизнь и быт которых связан с рекой? Ответ найдете в корне слова сетчатый.

Подберите словосочетания, образно рисующие цветовую гамму игрушки. Например, цветастая роспись красок; цвета звучные, звучащие в полную силу, сочные, яркие, радостные, веселые, ликующие, солнечные...

Какими словосочетаниями можно выразить характер орнаментального образа в дымковской игрушке? (См. словарную статью орнамент.)

Найдите словосочетания, которые помогут выразить собственное восприятие лепки, росписи, орнамента. (См. словарные статьи лепка, роспись, орнамент.)

2.3. Конструирование предложений.

Пользуясь материалами словарной статьи роспись, включите в предложения сказуемые, подходящие для описания дымковской игрушки.


...

Роспись

...

по сочетанию цветовых тонов: розовых, желтых, зеленых, красных, дополненных блеском потали.

...

округлую пластику фигурок.

...

сочностью, насыщенностью цветовой гаммы.

...

на оттенках различных цветов: розовых, малиновых, желто-оранжевых, светло зеленых.

...

то в розовой, то в сиренево голубой, то в желто-зеленоватой тональности.


Составьте предложения с другими грамматическими основами, данными в словарной статье роспись.

Закончите предложения. В случае затруднения обратитесь к словарным статьям орнамент, роспись, лепка.


В...

орнаменте

...

овальные и кольцевые мотивы, яркие цветовые пятна.


Мастерица

украшает

передник, юбку

... орнаментом.

оживляет

сумрачный коричневый цвет фигурки медведя

... росписью.

строит


на сопоставлении контрастных цветов.

увлекается

... лепки.


Игрушкам какой-либо мастерицы

свойственны

... лепки.

... росписи.


Обратите внимание на выразительность предложения: Дымковская игрушка — хранительница народной мудрости. Сделайте анализ орфограмм, объясните постановку тире.

Какие подлежащие, помимо дымковская игрушка, возможны в данных конструкциях? Запишите понравившееся предложение.

... — символ народной мудрости.

... — часть культуры родной земли.

... — культурная память народа.

... — искусство, впитавшее народное понимание жизни.

... — народное творчество.

... — декоративно-прикладное искусство.

2.4. Конструирование текста.

Рецензирование текста: оцените содержание детского сочинения-описания дымковской игрушки Н. П. Борняковой «Учительница». Что удалось автору? Что подкупает в сочинении? Какие части описания желательно расширить, изменить?

Передо мной интересная композиция. Вместо привычной для дымки кормилицы с ребятами — учительница и ученики. Создать новый образ мастерице помогли небольшие детали и особенно роспись.

В руках у барыни мы видим раскрытую книгу. Платье — в строгих клетках орнамента на темно-коричневом фоне. Платье очень подходит для учительницы.

Для создания образов школьников тоже использованы характерные детали: книга, портфель, сумка, банты, фартуки, строгие сюртуки. Ребята серьезны. Они внимательно слушают любимую учительницу: они знают, что спрашивать будут строго.

Мальчик слева получился у мастерицы забиякой и драчуном: брови насупил, того и гляди, в драку полезет. А девочка, стоящая рядом с ним, хорошо учится, но высокомерна и не дает списывать. Этого нельзя сказать о девочке по другую сторону от учительницы. Платье на ней зеленое, приятное для глаз, много белого. Девочка добрая и прилежная. Перед ней стоит самый маленький персонаж композиции — мальчик в красной косоворотке. Он очень внимательный. А ученик в голубом сюртуке, пожалуй, не собирается слушать чтение учительницы. Он смотрит в сторону.

Эта дымковская игрушка очень напоминает нашу школьную жизнь. Мне больше всего понравились ученики. Я бы, например, с удовольствием пришел в школу в косоворотке или сюртуке. Покрасоваться.

Работа над средствами связи предложений в тексте (союзы, местоимения).

а) Переставьте предложения таким образом, чтобы получился текст. Определите средства связи предложений в тексте.

1. Поэтому искусство должно нести радость. 2. Дымковская игрушка тоже укрепляет в людях веру в жизнь, в победу света и добра! 3. Русский народ всегда верил в счастье. (3, 1, 2).

б) Подбор средств связи предложений в будущем сочинении школьников.

Декоративно-прикладное искусство — народное искусство, народное творчество — самобытное творчество — вятский художественный промысел. Русская народная игрушка — дымковская игрушка — глиняная скульптура, глиняная пластика — скульптура малых форм — глиняная миниатюра — изделия декоративно-прикладного искусства — кукла — фигурка... Мастерица — игрушечница.

Работа над планом.

Сравните два плана. Какой из них является планом описания предмета (игрушки), а какой — планом описания действия (процесса создания игрушки)?

I. Где появилась дымковская игрушка?

II. Как рождается эта красота?

1. Заготовляют глину.

2. Лепят.

3. Сушат.

4. Обжигают в печи.

5. Белят.

6. Расписывают.

III. Спасибо игрушке за хорошее настроение.


I. Неповторимое искусство северного края.

II. Почему игрушка радует?

Сказочная птица счастья.

Горделивая осанка.

Обобщенная лепка.

Нарядные украшения.

Праздник красок.

III. Я хочу слепить такую же!

Работа над зачином.

Проанализируйте варианты начала сочинения. Предложите свой вариант.

а) За окном зима, а в нашем классе (в музее, в выставочном зале...) поселилось лето. В дружном хороводе предстали перед нами глиняные звери, индюки, бараны, водоноски, барыни с детьми, нарядные дамы и кавалеры.

Среди праздничного хоровода приметил я...

б) Какая знаменитая на весь мир, своеобразная, неповторимая дымковская игрушка! Как завороженный смотришь на эти ярко раскрашенные фигурки и жадно разглядываешь их.

Одна из них...

в) В некотором царстве — в некотором государстве в слободе Дымково жили-были, поживали мастерицы, которые дарили людям радость, созданную своими искусными руками, — лепные украшения из глины. И приходило в тесные избушки чудо. Как будто из-за моря прилетала птица счастья, а рядом с ней уживались дородные барыньки со своими чадами, животные и птицы, гуляла шумная ярмарка.

Очень мне нравится...

г) Дымковская игрушка — это народное искусство. В ней отражается народная мудрость, мечта о красивой, задорной, радостной жизни.

Вот эта барыня держит...


3. Творческое задание.

Опиши игрушку, которая особенно тебе понравилась.






Для любых предложений по сайту: [email protected]