Предисловие

Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Предисловие

Предлагаемое пособие содержит методические разработки уроков русского языка в 5 классе по всем разделам и темам курса и соответствует структуре учебника, входящего в переработанную в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования линию УМК Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. Уроки построены в соответствии с требованиями, которые предъявляются к современному учебному процессу, — оптимизации образования на основе личностно ориентированного, компетентностного, развивающего и системно-деятельностного подходов.

В разработках максимально используются материалы учебника, что позволяет сформировать устойчивый навык работы с книгой в разных формах: чтение, анализ, переработка материала в форму плана, таблицы, алгоритма, поиск необходимой информации, расшифровка схем, перевод визуальной информации в текстовую и пр.

Особое внимание уделено групповым и индивидуальным формам организации занятий, использованию проблемных, поисковых, исследовательских заданий (разработка алгоритмов, различные виды обработки информации, лексические тренинги, грамматические игры, самонаблюдение, подготовка минисообщений и пр.).

Все разделы пособия начинаются с перечня результатов освоения учебной программы, а каждый урок с целей и применяемых на уроке универсальных учебных действий. Затем следует описание этапов урока.

Структура урока включает лингвистическую (орфоэпическую, орфографическую и пр.) разминку, во время которой предлагается решить лингвистическую задачу различной степени сложности, как правило связанную с изучаемым материалом. Эти задания носят развивающий и одновременно занимательный характер, способствуют повышению мотивации к изучению русского языка. В зависимости от степени сложности задания, а также возможностей класса учитель выбирает индивидуальную или коллективную форму деятельности, определяет степень своего участия в решении задачи.

Проверка домашнего задания представлена отдельным этапом либо логически входит в другие этапы работы. В процессе проверки домашнего задания предлагаются разнообразные виды деятельности: выборочная проверка, взаимопроверка, перекрёстные опросы, проводимые в групповой форме, поисковая работа, отчёт по результатам индивидуального задания, контрольные упражнения. Как правило, предлагаются варианты актуализации темы текущего урока.

На этапах работы по теме урока используются разнообразные виды деятельности с опорой на задания, представленные в учебнике. Задания конкретизируются, дополняются либо видоизменяются, предлагаются для использования в различных интерактивных вариантах. Трудные вопросы, связанные с изучением нового материала, изложены более обстоятельно, даны с вариативными способами решения, содержат рекомендации для учителей. Как правило, при отборе и представлении материала обращается внимание на те вопросы, которые традиционно плохо усваиваются учащимися, что проявляется на дальнейших этапах изучения русского языка и в ходе контрольных работ и экзаменационных испытаний.

Часть уроков содержит таблицы, служащие для обобщения полученных в процессе работы сведений, добытых учащимися знаний. Их рекомендуется заносить в специальную справочную тетрадь, которую учащиеся будут вести в процессе изучения всего курса русского языка. Помимо этого, ученики ведут также словарик, в который заносятся новые слова, и словарь личных ошибок, пополняемый при самостоятельной работе над ошибками.

Чтобы приучить учащихся работать с различными лингвистическими источниками, рекомендуется использовать на уроках словари и справочники, имеющиеся в кабинете русского языка, а при выполнении домашнего задания — те источники, которые есть в домашних библиотеках. Для этого в планах уроков обозначены соответствующие задания по поиску информации в этимологическом и толковом словарях, в словаре синонимов. Можно привлекать Интернет. Учителю следует обратить внимание на эти задания, тем более что в учебных текстах встречаются незнакомые учащимся слова, толкования которых нет в учебнике.

Пособие предлагает разнообразные задания, способствующие развитию творческого потенциала учащихся параллельно с достижением других учебных целей. Так, при освоении и закреплении орфоэпических норм рекомендуется писать стихотворения на заданные либо самостоятельно подобранные рифмы (буриме). В пособии даны образцы таких стихотворений, составленные автором.

Рекомендуется активно поощрять в учебных занятиях соревновательность между учащимися при организации как групповой, так и индивидуальной работы. Это способствует повышению мотивации, а также развивает коммуникативные учебные действия: умение анализировать работу товарищей, оценивать её, быть объективным, доказывать свою точку зрения.

В пособии подробно разработаны уроки по развитию речи, проводимые в первом полугодии. Здесь имеются методические рекомендации по их структуре, предлагаются дополнительные материалы для анализа при изучении типов речи, даются варианты составления планов, подбора лексического материала, типовых конструкций, которые могут использовать слабые ученики при написании текстов, образцы работ. Предполагается, что эти материалы становятся опорой для проведения аналогичных уроков во втором полугодии.

Материалы пособия ориентированы на творческое использование учителем с учётом подготовки конкретного класса, возможностей учащихся, оснащённости техническими средствами, опыта работы педагога.






Для любых предложений по сайту: [email protected]